13 ноября
Загрузить еще

Художественный террор: кто и зачем нападает на электрички

Художественный террор: кто и зачем нападает на электрички
Фото: В вагоне находился сообщник граффитчиков. Он, видимо, и нажал стоп-кран. Фото: Соцсети

Вечером 30 августа пассажиры киевской городской электрички пережили немалый стресс - состав подвергся атаке людей в балаклавах. "Фантомасы" разрисовывали вагоны краской и швыряли камнями в открытые окна. Это не первый случай нападения на электропоезда. Полиция расценивает акцию как хулиганство, сами участники акций уверены, что занимаются… творчеством.

"Машинист сказал, что заблокировали тормоза"

"КП" в Украине" удалось побеседовать с одним из пассажиров состава. 

- Это была последняя за день электричка, народу набралось немного, - рассказал Александр. - Между станциями "Сырец" и "Вышгородская", когда поезд двигался через лесопарк, внезапно произошла остановка. Я не удивился - такое случается. Но тут увидел в окне парня с закрытым лицом, резко запахло краской. Спрашиваю: "Друг, что случилось?" Отвечает: "Не волнуйтесь, пару минут - и поедете".

Однако народ заволновался. Двое парней в другом конце вагона стали выяснять с "пришельцами" отношения.  

- Я не видел, кто начал конфликт. То ли пассажиры первыми что-то бросили, то ли эти ребята, но в вагоны полетели камни, - говорит Александр. - Из других вагонов в первый стали пробираться люди. Я видел, как камень попал одной девушке в голову, она очень испугалась. Пассажиры просили, чтобы машинист открыл двери. Но тот сказал, что не может - заблокированы тормоза (сообщник нападающих в поезде сорвал стоп-кран. - Ред.). Так продолжалось минут семь, пока состав наконец не тронулся.

Александр говорит, что многие звонили в полицию, но место для засады было выбрано идеально - глушь, до ближайшей дороги далеко. Выходя на "Почайной" (бывшая "Петровка"), Саша сфотографировал художества, оставленные "фантомасами". Это была не каша-размазня, а четкие надписи FKS, SKS, ФAY. Некоторые тетушки аж крестились со страху, подозревая мистическую подоплеку.

- Из этой группы я видел только одного человека с открытым лицом, - вспоминает пассажир поезда. - Он стоял на обочине железной дороги и снимал все на камеру.

Тлетворное влияние Запада

Похожие нападения были уже зафиксированы в Украине в последние годы. В 2017-м с полсотни молодчиков в масках, угрожая битами, разрисовали электропоезд "Гребенка - Киев" на станции им. Георгия Кирпы. В январе того же года двое "фантомасов" жестоко избили помощника машиниста поезда, который пытался спасти от краски вагоны. В этом году 1 апреля под Днепром маскарадники больше 20 минут держали в заложниках пассажиров электросостава "Каменское - Баловка", разукрашивая вагоны. И пока ни одна из таких проделок не увенчалась наказанием.

По последнему инциденту в Киеве полиция открыла уголовное производство по ч.4 статьи "Хулиганство". Санкция - до 7 лет колонии. 

В Германии за подобное деяние наказание мягче - до двух лет ограничения свободы плюс компенсация ущерба. Но усилия по поимке диких художников гораздо значимее. Чтобы вычислить лидеров таких групп, применяется мониторинг соцсетей, прослушка телефонов, слежка и внедрение в молодежные организации тайных агентов.

Речь идет о такой разновидности любителей граффити, как трейнрайтинг - разрисовывание поездов и трамваев. Течение зародилось в 70-х годах в США. Уличным художникам надоели статичные стены, и они стали проникать в депо, чтобы оставить свои следы на подвижном составе. Риск быть пойманным и отправленным в полицию добавлял в искусство адреналин.

Со временем увлечение перекинулось в Европу и достигло стран бывшего СНГ. Здесь добавили "изю­минку" - останавливать поезда на ходу, применяя для устрашения биты и камни.

В ТЕМУ

Зачем они это делают

Американцы Джим Харпер и Даниэль Бремнер колесили по всему миру, оставляя причудливые картины на поездах, трамваях, вагонах метро. Харпера случайно арестовали в 2016-м, его подружка улизнула. 

Джим и Даниэль стали героями интернета. На своем веб-сайте и в соцсетях они выложили двенадцатиэпизодный видеосериал, названый "Отпуск на испытательном сроке: потерянные в Азии", оставили сотни роликов, издали свою веб-книгу. На них работали порядка трех десятков художников, за ними шли подражатели. 

"Я их отслеживал с того самого дня, как они покинули США, - рассказывал в интервью The Atlantik  детектив Наварро. - Хотя они и пытаются зарабатывать на своем искусстве, но все равно остаются верными тому, что граффити имеет смысл, если запрещено. Что-нибудь другое в их понимании просто фреска".

Такова вся психология трейнрайтингеров – проявить себя в запрещенном, собирая в сети заходы и лайки. Последователи течения оставляют ролики на закрытых форумах, в электронных журналах и на специализированных сайтах. 

В Украине это течение наметилось с 2016 года. А значит, еще молодо и может иметь развитие. Либо нашей полиции придется проявить изворотливость и смекалку, либо "Укрзалізниці" признать новый вид искусства. 

Кстати

Язык, понятный только им

Надписи, оставленные на киевских вагонах, не содержат мистики. Этот язык понятен только самим граффитерам и нужен для повышения рейтинга. Например, FKS - это название группы из Лос-Анджелеса, образованной в 2010-х. Группа предлагает писать свое имя на разных объектах по всему миру, а потом скидывать фотки в сеть. ФAY может означать имя команды, которая разрисовала электричку.

Новости по теме: Киев Вандализм