Этот день львовяне помнят в деталях до сих пор – в памяти крепко засели страшные картинки, звуки взрыва и крики раненых и убегающих в панике с военного аэродрома людей.
На разрекламированное авиашоу спешили тысячи жителей – целыми семьями, с детьми, в предвкушении праздника и ярких зрелищ. Спустя всего несколько минут эти эмоции сменились ужасом.
Один из львовских военных, Юрий, рассказывает – отправился на аэродром вместе с молодой женой и маленькой дочкой. Захватили и соседских мальчишек – родители отпустили, а парни горели желанием посмотреть на самолеты.
- Когда мы в забитом троллейбусе подъехали к аэродрому, парни захотели хот-доги, и мы остановились возле будки с фастфудом, - говорит Юрий. – Наверное, это нас и спасло – когда направились к аэродрому, туда уже мчались "скорые", навстречу бежали люди… Развернулись и поехали домой.
Каждый, у кого не получилось в тот день посетить авиашоу, теперь благодарит Бога и провидение – опоздание, любая мелкая домашняя неприятность, как прихворнувший родственник или "злой" родитель, не отпустивший на аэродром, помогли сохранить жизнь. В ту кровавую субботу, 27 июля 2002 года, погибло 77 человек – из них 28 детей. Еще 500 человек пострадали. Людей выводили с аэродрома с закрытыми глазами – повсюду лежали окровавленные части тел и мертвые. Некоторые семьи погибли почти полностью - в живых остались 1-2 человека. Обоих родителей потеряли трехлетний Юрий Мотузюк и пятилетняя Настя Михно, семья Куц лишилась сына и дочери, семья Рудь - сына Александра.
В 2006 году около сотни потерпевших обратились в Европейский суд по правам человека - 20 из них получили травмы, другие потеряли около 70 близких родственников. Было заведено примерно 40 дел. По мнению родственников погибших, Украина нарушила свои обязательства согласно Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Спустя 10 лет после обращения Европейский суд принял первые постановления по делу гибели людей - семье Михно постановили выплатить 3600 евро за моральный ущерб и 360 евро за правовую помощь. Конечно, это не вернет погибших родных.
Тогда под суд попали шесть человек - Владимир Топонарь, командир самолета, второй пилот Юрий Егоров, замкомандующего авиакорпусом Анатолий Третьяков, замруководителя полетами Юрий Яцюк, начальник службы безопасности полетов авиакорпуса Анатолий Лукиных и ответственный за подготовку экипажа Олег Дзюбецкий. Дзюбецкого суд оправдал. Лукиных получил условно, все остальные - реальные сроки. Самый большой срок достался Топонарю - 14 лет лишения свободы. Также все, кроме Дзюбецкого, выплатили огромные штрафы - десятки и сотни тысяч долларов.
Осужденные давно отбыли свои сроки. Кто-то из них остался в Украине, кто-то выехал. Владимир Топонарь отбывал срок в Кагарлыкской исправительной колонии возле Киева - учреждение минимального уровня безопасности. Здесь содержатся виновники аварий со смертельными жертвами. За хорошее поведение Топонарю последние годы срока разрешили жить в селе Зикрачи с условием приходить в колонию каждый день отмечаться и работать. После колонии во Львов Владимир так и не вернулся - нашел новую супругу. Прежнюю жену, которая, по словам знакомых, продала квартиру, чтобы помочь ему во время суда, Топонарь бросил. Его сын остался в городе – с отцом в нормальных отношениях, но делиться подробностями с прессой не желает. Многие не верили в виновность Топонаря - летчик высшего класса, который налетал уже около 2000 часов, не мог ошибиться. Причиной считали ставший вдруг неуправляемым самолет. К слову, на авиашоу планировали использовать другой, но не запустился двигатель, его заменили на многотонный истребитель. Также у пилотов якобы была неправильная карта местности, и они не знали, что прямо под самолетом внизу - тысячи людей.
Спустя год после трагедии возле Скниловского аэродрома построили часовню Всех святых украинского народа - каждый год сюда, как и на могилы погибших, приходят их родственники и близкие. Утром в часовне провели литургию и панихиду, возложили цветы. 48 членов семей погибших в авиакатастрофе получат по две тысячи гривен.