В последнее время новости с наших дорог – как сводки с фронта, и даже страшнее. Вести о гибели людей поступают каждый день. Причины ДТП разные, но неизменно в них присутствует человеческий фактор – халатность, невнимательность, самоуверенность, безнаказанность. Дискуссии о том, как заставить водителей уважать правила, ведутся из года в год, однако единого знаменателя нет. Обсуждаются три основных тезиса.
Практика "писем счастья" уже была в нашей истории и признана неконституционной. Камеры фиксируют номер авто – ответственность ложится на владельца машины, а не на того, кто был за рулем и допустил нарушение.
- Чтобы видеофиксация заработала, нужно менять законы, внедрять новую технику. А сейчас пытаются внедрить то, что мы уже проходили, - считает бывший начальник Центра безопасности дорожного движения МВД Украины Василий Зайченко. – Есть хороший опыт Польши, когда камеры фиксируют лицо водителя. Но у нас его внедрять не хотят, ведь тогда перед законом все окажутся равны.
В то же время видеофиксация хоть в каком-то виде является дисциплинирующим средством, считает эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев. У человека меньше желания нарушать, когда знаешь, что за тобой наблюдают.
- Есть такие статистические данные: там, где внедрена видеофиксация на дорогах, аварийность снижается на 30%.
Эту тема поднимается из раза в раз, как только случается крупное ДТП. Относительно недавно санкции за ряд нарушений правил дорожного движения уже были повышены, но ощутимых результатов это не принесло.
- Мировая практика свидетельствует, что усиление санкций дает эффект не больше чем на полгода, - отмечает Владимир Караваев. – Дальше люди привыкают к ним, как к повышению коммуналки и ценам на проезд.
Инструктор киевской автошколы "Водій" Владимир Мороз считает, что санкции нужно повышать, поскольку главная беда – это отсутствие боязни перед наказанием. Но подходить к данному вопросу надо комплексно.
- Например, в США с нарушителя не только берут штраф, но и повышают ему страховку на полгода. То есть человек платит не единоразово, а каждый месяц вынимает больше долларов из кошелька, чем раньше, - говорит наш эксперт.
Еще одну болевую точку инструктор видит в том, как легко покупаются права и как просто посторонние люди имеют доступ к закрытым базам. Тот, кто купил себе право выехать на дорогу без знаний и опыта, считает, что и все остальное он сможет купить.
Замминистра регионального строительства Лев Парцхаладзе озвучил идею, которая сейчас живо обсуждается: сделать автомобильные дороги на 1,5 метра уже, чем сейчас. Освободившуюся часть отдать общественному транспорту или велосипедистам. Мотивация - по таким трассам водители смогут ехать с меньшей скоростью.
Большинство наших экспертов называют проект "глупостью". Основной аргумент – водители, снижая скорость, все равно будут торопиться, из-за этого снизится интервал между участниками движения.
- Требования безопасности требуют, чтобы расстояние между авто было не меньше 70 сантиметров. При сужении дорог оно может уменьшиться до 30 см, а это повышает опасность аварий, - считает Владимир Караваев.
Инструктор Максим Мороз видит в предложении больше позитивного.
- В Европе дороги действительно уже, чем у нас. Если водитель не имеет простора для маневра, он не будет идти на опасные эксперименты, - высказывает свое мнение работник автошколы.
Однако по новым нормативам, считает эксперт, нужно строить новые дороги. Старые переделать будет трудно.