Полиция Житомирской области задержала владельца маршрутки модели "Спринтер", которая столкнулась с фурой на Житомирской трассе, в результате чего погибло 10 человек. В ходе экспертизы обнаружили целый ряд нарушений технического состояния микроавтобуса. Также, учитывая отсутствие тормозного пути, есть подозрение - водитель буса мог уснуть.
Но все эти факты нельзя рассматривать как частности. Они кусочки огромной мозаики, имя которой - отсутствие порядка в сфере пассажирских перевозок.
После черной пятницы, когда произошло два ДТП с маршрутками - 5 погибших в Николаевской области и 10 погибших на Житомирской трассе, сотрудники "Укртрансбезопасности" провели проверки. За два дня осмотрели 1230 автобусов и нашли 326 нарушений, из которых 71 случай - нарушение режима труда и отдыха. Отсюда усталость и уснувший водитель за рулем.
Еще 158 случаев связаны с отсутствием разрешающих документов на перевозку. Речь идет о нелегалах - "серых" маршрутках. Именно они заполнили дороги Украины.
- Все микроавтобусы модели "Спринтер" - нелегальны, - шокировали "КП" в Украине" в "Укртрансбезопасности". - По техническим условиям они не имеют права заниматься регулярными пассажирскими перевозками. Максимум - заказ компанией съездить на природу. Но и тогда водитель должен предоставить в наш департамент маршрутный лист и список пассажиров. Однако никто этим не заморачивается и не предоставляет необходимые документы. А людям все равно, на чем ехать, главное - попасть в пункт назначения.
Наш собеседник уверяет: работа инспекторов из "Укртрансбезопасности" сводится к одному - зафиксировать факт нарушения.
- Мы составляем акт, который отправляем в департамент транспортной инфраструктуры по месту. А дальше там уже должны принимать решение - штрафовать или разорвать договор с перевозчиком. Но, как правило, этого не делают и просто закрывают глаза на "серые" маршрутки, - говорит собеседник. - Нам, в свою очередь, департамент не предоставляет отчет о своих решениях. И даже пока мы составляем акт и отправляем его на рассмотрение - маршрутка с нарушениями продолжает курсировать, и никого это не волнует.
В "Укртрансбезопасности" добавили: нелегальными маршрутками должны заниматься местные власти.
Маленький красноречивый пример, как работают госструктуры. В конце марта киевские власти после проверок запретили 23 маршрута. Как минимум один из этого списка работает и поныне. Почему? В департаменте транспортной инфраструктуры Киевской администрации ответили коротко - это уже не их полномочия.
- Мы выявили нарушения и разорвали договор с перевозчиком. И с этого момента он для нас не существует. А если выходит на маршрут без документов - за этим должны следить в "Укртрансбезопасности" и полиции, - объяснили "КП" в Украине" в департаменте.
Замкнутый круг - "Укртрансбезопасность" составляет акт о нарушении, департамент транспортной инфраструктуры разрывает договор. Но маршрутка продолжает ездить. Потому что это кому-то выгодно.
- Количество "серых" маршруток хорошо известно властям, - уверен глава Ассоциации автоперевозчиков Киевской области Алексей Павленко. - Одна часть крышуется кем-то на уровне государства, местных депутатов, полиции и криминалитета. Другая - просто по примеру других, так сказать, "под шумок" осуществляет свою деятельность. Маршрутки - это никем не учтенная наличка.
- Большого процента "серых" маршруток в Киеве нет, чего не скажешь о маршрутках областного назначения, - продолжает Алексей Павленко. - Как правило, те, кто курсирует из Киева в область, не имеют разрешающих документов на перевозку. Если наглядно, то сегодня один к одному легальных и нелегальных маршруток с межобластным направлением.
Алексей Павленко также подтверждает слова о том, что все "Спринтеры" нелегальны.
- Их вообще не допускают к участию в конкурсе на пассажирские перевозки. Они не отвечают всем нормам по безопасности, - говорит эксперт.
Бороться с нелегальными перевозчиками нужно и можно, только кто за это возьмется? По словам нашего собеседника, во-первых, необходимо создать нормальные условия для пассажирских перевозок - конкуренцию этим "серым" маршруткам. Нормального класса бусы - экологические и комфортные, чтобы люди выбирали лучшее из двух зол. Во-вторых, и это самое главное, регулировать деятельность перевозчика на законодательном уровне.
- "Укртрансбезопасность" вместе с полицией должны пресекать все нарушения и полностью снимать "серые" маршрутки с рейса. Что касается нарушения режима труда и отдыха, то тут вообще ничего придумывать не нужно. Есть специальный лист, в котором водитель отмечает, когда заступил на работу и сколько часов провел за рулем. Только никто это не проверяет и не отслеживает. А пассажиры и не подозревают, когда садятся в маршрутку, какие у нее нарушения, - говорит Алексей Павленко.
Насчет неподозревающих пассажиров можно поспорить. Когда после пятничного смертельного ДТП в Николаевской области проводили проверки перевозчиков, инспекторам досталось от возмущенных граждан.
"Поражает следующее: поведение самих пассажиров, которые угрожают инспекторам: "напишем на вас жалобы, не имеете права нас останавливать, чего вы вообще здесь стоите, мы опаздываем" и т.д., - заявили в "Укртрансбезопасности". - Открыто зафиксировать свое "возмущение" отказываются, за спинами угрожая всем, чем можно и нельзя. Уважаемые пассажиры, опомнитесь. Те, кто погибли, тоже куда-то спешили…"
Сухая статистика, опубликованная патрульной полицией в результате массовых рейдов перевозчиков, гласит: каждый день в результате ДТП погибают 7 человек.
По мнению адвоката Вадима Володарского, ответ властей на произошедшие на днях смертельные аварии "носят нелогичный, непрофессиональный и популистский характер".
"Немаловажно, что меры эти были озвучены в течение такого срока после событий, за который установить, хотя бы предварительно, причины обоих ДТП невозможно. Так как невозможно за это время назначить и провести необходимые экспертизы." - пишет Вадим Володарский.
Адвокат указывает на то, что зачастую, расследуя ДТП, неправильно определяется не только виновник, но и причина, и в итоге такое дело попадает не в тот раздел статистики.
"В результате руководство полиции и страны в целом не имеет картины тех причин, устранив которые, можно аварийность действительно снизить. И не может планировать какие-то адекватные меры. Поэтому все зависит от фантазий конкретных чиновников относительно причин ДТП и от того, кто какую выгоду видит.
Например, кто получит выгоду от массовой замены иностранных микроавтобусов на продукцию "отечественного производителя", очевидно. Поэтому разговоры об "отправке на лом" переоборудованных автобусов (право собственности? Не, не слышали!) могут носить еще и лоббистский характер.
В который уж раз заявления о принятых мерах делаются в первые часы, когда никаких объективных данных о причинах нет и быть не может. Все это больше напоминает имитацию бурной деятельности, замешанной на популизме.
Аварийность так точно не побороть".
|
Сергей РЫБАЛКА, народный депутат Украины, член фракции Радикальной партии Олега Ляшко
- На украинских дорогах гибнет больше людей, чем на войне. В отношении дорог необходимо усиливать контроль за использованием средств, которые направляются на их ремонт и реконструкцию, а также внедрять реальную ответственность "автодоров" за последствия аварий, если будет доказано, что их причиной стали ямы.
Относительно водителей пока не придумано более эффективного способа, чем повышение штрафов и усиление ответственности за нарушение Правил дорожного движения.
Наша команда Радикальной партии добилась принятия в первом чтении законопроекта №7064, которым вводится отдельная статья Уголовного кодекса за управление автомобилем в пьяном виде, которое привело к нанесению травм или смерти пострадавшего.
Кроме того, мы считаем, что неэффективность государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения, рост аварийности на автомобильных дорогах, прогрессирующий рост количества ДТП из-за пребывания за рулем лиц в состоянии алкогольного опьянения должны быть признаны одной из ключевых угроз национальной безопасности.