"Мы услышали грохот и почувствовали сквозняк и дым. Люди, которые сидели рядом с пострадавшей женщиной, пытались остановить у нее кровь. Вокруг был хаос" - эта запись появилась во вторник вечером на страничке в Фейсбуке американца Марти Мартинеса. К ней прилагались снимки - испуганные люди с кислородными масками на лицах. Эта запись в социальной сети вообще могла бы не появиться. Жизнь 144 пассажиров могла бы прерваться в одно мгновение, если бы последствия взрыва двигателя "Боинга" были более разрушительными. И не окажись за штурвалом лайнера летчика, которая когда-то была одной из первых женщин-пилотов американской палубной истребительной авиации. На первый взгляд какая-то сплошная голливудщина. Но нет - было все вот так...
Вылет из Нью-Йорка прошел штатно. Лайнер набрал нужную высоту - 10 километров - за 15 минут. Командир корабля уже собирался дать сигнал "отстегните ремни". Но не успел. Стюардессы по внутренней связи сообщили о нештатной ситуации.
Для пассажиров в отличие от экипажа события развивались более драматично. И стремительно. Куски взорвавшегося двигателя на скорости 800 километров в час пробили иллюминатор. Туда сразу же затянуло женщину, которая сидела возле окна и поторопилась расстегнуть ремень до команды командира корабля (подробнее - см. графику внизу). Это была Дженнифер Риордан. Совместными усилиями экипажа и других пассажиров ее удалось затянуть обратно (позже она скончалась от полученных ран). Еще семь человек получили легкие ранения.
В салоне, как описывали потом выжившие, началась настоящая паника. Кто-то истошно орал, другие неистово молились, а некоторые пассажиры сидели в оцепенении, уже попрощавшись с жизнью. Спокойным в этом хаосе был только один человек - пилот Тэмми Джо Шульц. Это не просто летчик, а настоящий ас в юбке. Шульц довольно известна в американской военно-морской авиации, ведь она стала первой женщиной, севшей за штурвал палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18. После 10 лет службы в ВВС женщина уволилась в звании капитана 3 ранга (в армейской иерархии - майор) и с 1993 года работает в гражданской авиации.
Можно только поражаться железным нервам Шульц, которая спокойно докладывала авиадиспетчерам о ситуации на борту (расшифровку переговоров смотри под рубрикой "Дословно"). Благодаря ее мастерству самолет удалось снизить за пять минут до трех километров, и пассажиры смогли дышать уже без кислородных масок. После этого пилот спокойно посадила лайнер, а потом вышла в салон, чтобы лично проверить самочувствие пассажиров. В американских СМИ ее уже прозвали пилотом со стальными нервами.
Инцидент стал первым случаем гибели пассажира на борту самолета в американской авиакомпании за последние 9 лет и первым подобным случаем в истории Southwest Airlines. Но похожие аварии с "Боингом-737" происходили и раньше. Например, в 2016 году у той же авиакомпании во время полета на одном из самолетов взорвался двигатель и осколки также пробили дыру в корпусе, однако тогда обошлось без жертв.
Официальное расследование ЧП займет полгода. Но после осмотра двигателя на земле правдоподобной выглядит версия поломки лопасти компрессора из-за усталости металла - постепенного накопления мелких повреждений, приводящих потом к разрушению. Заметить подобную проблему без серьезного специализированного осмотра очень сложно. После аварии 2016 года авиакомпании США обязали проводить исследование лопастей ультразвуком, однако за пару дней до вылета самолет прошел полный осмотр и никаких отклонений выявлено не было.
"Боинг-737" является самым массовым пассажирским самолетом за всю историю авиастроения активно использхуется и в Украине.
- Произошедший инцидент - это уникальное явление, ведь "Боинг-737" весьма достойный самолет, и если сравнивать число эксплуатируемых самолетов с количеством аварий, то получится, что воздушное судно очень надежное, - комментирует эксперт Олег Буленков. - При этом нет ничего удивительного в том, что пилот его посадил. Лайнер рассчитан на посадку с одним двигателем.
Тем не менее после каждого авиапроисшествия компания-производитель выпускает рекомендации, как избежать подобного в дальнейшем. По итогам расследования случившегося с американским лайнером, скорее всего, тоже появятся новые инструкции, как проверять двигатели "Боинга-737" перед вылетом.