Одна из самых ярких афер позапрошлого века - продажа братьями Гохманами в Лувр фальшивой тиары скифского царя. История легла в основу недавно вышедшего сериала "Сувенир из Одессы". Но как все было на самом деле?
История, показанная в фильме, датируется 1916 годом, хотя на самом деле все происходило в 1895 году. В то время в Одессе жили ловкие братья-купцы Шепсель и Лейба Гохманы. На спекуляциях они сколотили целое состояние. А позже переключились на продажу подделок под старину. К примеру, изготавливали мраморные плиты с надписями на древнегреческом языке, выдавая их за старинные, а потом стали подделывать золотые изделия.
Лавка по продаже "древностей" работала в Одессе, а подпольную мастерскую открыли в Очакове, городе, находящемся недалеко от места раскопок древней Ольвии. Шепсель был археологом, и направление дальнейших продаж определилось само собой.
К афере подключили ювелира Израиля Рухомовского, которому заказывали копии исторических артефактов.
В широких кругах ювелира Рухомовского никто не знал. Он родился в глухой белорусской провинции (в Минской губернии), ювелирному делу не учился. Тем не менее этого самородка мало кто мог превзойти по уровню мастерства, так как он был не только резчиком, но и отличным гравером, шлифовщиком.
Творения Израиля выходили ничем не хуже оригинала. Причем в нюансы самого мастера не посвящали - не раскрывали, кому и под каким видом продают все то, что он изготовил. В 1895 году братьям в голову пришла гениальная мысль: создать корону царя Сайтоферна. Об этой тиаре, в частности, шла речь в "Илиаде" Гомера. Корону, согласно древним преданиям, подарили скифскому царю в знак примирения во время военного конфликта. К тому времени древность еще не нашли, поэтому факт неожиданного обнаружения мог стать настоящей сенсацией.
Мастер потрудился на славу: резьба по золоту получилась изящной, тонкой. Все как на подлиннике: мифологические сюжеты из "Илиады" и сцены из жизни скифов, в дополнение тиару украшала надпись на греческом языке "Сайтоферну, непобедимому и великому".
|
Вначале братья отправились в Британский музей. Подделку, естественно, выдали за древнюю находку, обнаруженную во время раскопок на юге России. Но о проходимцах уже ходили слухи, поэтому англичане даже не удосужились взглянуть на мнимую ольвийскую корону. После этого Гохманы поехали в Вену. Эксперты долго ахали и охали, отмечая безусловную ценность и древность короны, однако купить не смогли - продавцы выставили непомерную цену. Музейщики умоляли продать им изделие в рассрочку, но Гохманы не согласились.
Тогда авантюристы отправились в парижский Лувр. Французы оказались доверчивыми и не такими осмотрительными, как их предшественники.
- Гохманы были опытными мошенниками и к тому же разбирались в психологии, - рассказал исследователь старины, библиограф Иван Абрамов. - Шепсель показал музейщикам золотые фрагменты изделий древнегреческих мастеров, потом, выждав паузу, пока они ими налюбуются, с таинственным видом достал кусок тряпки, в которую была завернута тиара, и торжественно объявил: "Тиара скифского царя!".
Так фальшивая тиара Сайтофарна попала в Лувр. А Гохманы набили карманы кругленькой суммой - 250 тысяч франков (на современные деньги около 262 500 долларов).
Восторженные музейщики объявили об их приобретении 1 апреля. Парижан весть в День дурака ничуть не смутила, люди спешили хоть одним глазком взглянуть на выставленное в витрине Лувра чудо.
|
Возможно, и сейчас туристы в Лувре могли бы любоваться "скифской" короной. Но музейщиков начал терзать вопрос: а тому ли царю принадлежала тиара?
Для выяснения подробностей из Парижа в Одессу отправили эмиссара. Тот первым делом сунулся в консульство и уже с порога, почесав затылок, несмело спросил: так нам подсунули подделку или как?
После того как слухами наполнился весь город, одесситы не растерялись и стали отвечать с достоинством примерно так:
- И шо ви, парижане, такие заносчивые, как жандармы с престижного перекрестка? Или, может, ви с мозгами поссорились, раз взяли разбег в такую даль?
Одесситы, как могли, убеждали знатоков сидеть тихо и не задавать вопросов. Не побоялся выступить лишь первый директор Музея древностей Одессы Эрнст фон Штерн. По всей видимости, он не хотел опозорить честное имя, заявив, что в способностях одесситов сомневаться не стоит.
- Друзья, я бы на вашем месте за всю Одессу не расписывался, долго ли умеючи, - загадочно отметил он.
После этого фон Штерн направил любопытных к самому исполнителю - ювелиру Рухомовскому.
"Судите сами - он же самасшедший! - цитировали одесского музейщика французские газеты. - Ему главное - не деньги, а искусство. Какой-то шлимазл рассказал ему про Сайтоферна, так Рухомовский сразу потерял сон, аппетит и даже ночной интерес до своей жены Голды. Зато какая вещь получилась! Ее не то что в Лувре, а в любой витрине у нас на Дерибасовской можно ставить".
|
Чтобы проверить, о той ли тиаре ведутся споры, ювелир Рухомовский решил отправиться в Париж самолично, запросив у Лувра 1,2 тыс. франков на дорогу. С собой Рухомовский захватил чемодан чертежей, по которым создавал корону. Сомнения отпали, когда мастер изобразил по эскизам фрагменты золотой тиары по памяти. Сам он признался, что для него наступил звездный час.
"Я указал на все изъяны, показал гипсовые фигурки, а потом, разложив инструменты, на их глазах воспроизвел один из рисунков на короне. Но и этого господам показалось мало!" - процитировали в ежедневной французской газете Figaro возмущенную речь Рухомовского.
В конце концов он сумел доказать, что это творение его рук. Через два месяца специально созданная комиссия при музее подтвердила то, что корона современная, создал ее одессит Рухомовский.
На какое-то время тиара снова стала гвоздем программы. Против Гохманов открыли судебный процесс. Впрочем, чем закончилось дело, история умалчивает.