22 ноября
Загрузить еще

Мать кричала: "Убивайте!", а ее сыновья как под гипнозом бегали по салону с обрезами

Мать кричала:
Фото: В состав джаз-банда «Семь Симеонов» входили семеро братьев Овечкиных. Фото: Из архива газеты СМ Номер один, Иркипедии

На закате советской эпохи в Иркутске гремел джазовый ансамбль "Семь Симеонов". В составе джаз-банда были семь родных братьев Овечкиных. Самому младшему 9 лет, старшему - 26. Основатель и продюсер в одном лице - их мать Нинель Сергеевна. Биографию этой суровой женщины можно уложить в строчку: выросла в детдоме, рано потеряла мужа, оставшись с 11 детьми на руках. Овечкины были талантливыми музыкантами и числились на особом положении у чиновников из горотдела культуры. За участие во всесоюзных фестивалях им даже дали две квартиры в девяти­этажке, назначили юным музыкантам оклад и выхлопотали места в институте им. Гнесиных. 

- Только вдруг эти сливки общества превратились во что-то дурно пахнущее и кровавое, - вспоминает фоторепортер Александр Князев. 

В 1987 году братья Овечкины отправились на гастроли в Японию. После возвращения из-за границы у них и возникло желание вырваться из нищеты и тотального дефицита. Кроме того, на гастролях в Токио ансамблю намекнули о заманчивом контракте с европейской звукозаписывающей студией: в Лондоне сибиряки рассчитывали получить убежище и зажить на широкую ногу. Полгода чета Овечкиных готовила теракт. Младших детей в планы не посвящали. Мать сумела на черном рынке купить ружья, патроны якобы для охоты, вместе со старшими сыновьями сделала бомбу.

8 марта 1988 года "Семь Симеонов" отправились на захват самолета, следовавшего по маршруту Иркутск - Курган - Ленинград. На борту было 76 пассажиров и 8 членов экипажа. 

- Или все улетим, или все умрем, - говорила Нинель детям. 

17-летний Игорь Овечкин получил 8 лет колонии. 

Курс на Лондон

"КП" разыскала членов экипажа того самого рейса. Главному герою, который вел переговоры с террористами, рискуя жизнью, бортинженеру Иннокентию Ступакову 87 лет. Он решился рассказать о том, чего не мог озвучить в советские времена. 

- До сих пор гложет, что невинные погибли (бортпроводница и трое пассажиров. - Авт.) и самолет сгорел как спичечный коробок, за 15 минут. Но это не вина экипажа. Я ведь часто думаю об этом, - говорит Иннокентий Дмитриевич.

Итак, утро 8 марта 1988 года. Овечкины всей семьей приехали в иркутский аэропорт (с ними не было только старшей сестры Людмилы, она вышла замуж и жила отдельно. - Авт.). Сказали, что летят на фестиваль, даже подарили цветы сотрудницам воздушной гавани. Оружие и взрывчатку Овечкины спрятали в футляр для контрабаса. 

- Он не входил в интроскоп (прибор-рентген. - Авт.), поэтому инструмент не досматривали, - объясняет штурман того рейса Виталий Зосимович Кравченко. Сейчас ему 67 лет. - Первая половина полета прошла спокойно. У всех было прекрасное настроение. Мы даже шутили: мол, с музыкой полетим. Но после дозаправки в Кургане наши девочки раздали пассажирам еду и на подносе принесли нам записку от Овечкиных: "Следовать в Лондон. Не снижаться, иначе самолет взорвем. Вы под нашим контролем".

Экипаж сначала решил, что это розыгрыш. Но все же отправили к музыкантам борт­инженера Ступакова. Два старших брата Овечкиных, Василий и Дмитрий, стояли с обрезами в руках, а на полу красовался тот самый контрабас, уже помеченный красным крестом. 

- На борту террористы, 11 человек. Оружие, взрывчатка, - командир воздушного судна Валентин Куприянов сразу связался с руководителем полетов в Москве. 

- Мы были шокированы, но старались не теряться, следовали инструкции, - продолжает штурман Виталий Кравченко. - Ведь и в те времена были теракты, например угон 

Ан-24 в Турцию, где погибла стюардесса Надежда Курченко. В инструкции нашли список аэродромов, куда можно сесть на случай нештатной ситуации. Ближайший к нам оказался военный аэродром Вещево под Выборгом. На него и взяли курс...

Королева террористов

Специально для террористов экипаж придумал легенду - посадить самолет якобы на дозаправку, ведь до Лондона топлива не хватит. А Выборг внешне похож на европейский городок. Овечкины поверили, что приземляются где-то в Финляндии. Борт­инженер Ступаков поставил лишь одно условие: в аэропорту дозаправки все пассажиры должны покинуть Ту-154. 

- Эти полтора часа до Выборга казались целой вечностью, - говорит Виталий Зосимович. - Самолет взял высоту 10 тысяч метров. Одно неверное слово, одно неверное движение - и Овечкины открыли бы стрельбу. А малейшая дырка от пули означала полную разгерметизацию салона и гибель. Девочки-стюардессы делали невозможное - успокаивали пассажиров, обхаживали Овечкиных. Подносили водичку, улыбались, любезно разговаривали с ними.

Настоящий герой того рокового полета - бортинженер Ступаков. Ему доверили вести переговоры с вооруженными до зубов музыкантами. И он сыграл свою роль как по нотам. Говорил, что лайнер уже в воздушной гавани Финляндии, что вот-вот совершит посадку. Овечкины верили и вели себя спокойно. Мать Нинель сидела в кресле последнего ряда как королева. Взгляд, поза - она предвкушала красивую лондонскую жизнь. Рядом находилась дочь Ольга. Повадками и манерами копировала мать. Двое старших сыновей с обрезами в руках как верные церберы туда-сюда ходили по салону, постоянно спрашивая мать, что делать дальше. 

Ольга Овечкина погибла от рук пьяного сожителя. Фото: Кадр из кинохроники

Тотальная ошибка спасателей

- Когда мы начали заходить на посадку в Вещеве, увидели, что в районе аэро­дрома кружит Ту-134, - вспоминает Виталий Кравченко. - В нем, как нам передала земля, находилась профессиональная группа захвата из Москвы. Но сесть лайнер не мог. Взлетка в Вещеве маленькая, два таких больших самолета, как наш и Ту-154, одновременно не сели бы. Силовиков развернули и отправили в Ленинград. Оттуда группу захвата должны были перебросить в Выборг вертолетом. И это была тотальная ошибка! Если бы нас попросили проехать дальше от той точки, где мы по приказу встали на стоянку, Ту-134 спокойно смог бы приземлиться. И нам не пришлось в страхе еще 3,5 часа сидеть в лайнере в полной неизвестности. И, главное, я уверен, никто бы не погиб...

Но история сделала другой виток.

- Мы стояли на взлетной полосе, заправляли самолет и ждали непонятно чего, - продолжает штурман. - Овечкиным мы говорили, что такова процедура. Сначала, мол, нужно осмотреть судно на техническую исправность, а бортинженер просто тянул время. Примерно через час-два в форточки кабины пилотов забрались шесть человек. Это были сотрудники местной дежурной части милиции. Мы помогли им забраться, надеть бронежилеты и каски. Приоткрыв дверь в салон, они начали палить по Овечкиным! Но вместо этого застрелили и ранили нескольких пассажиров первого салона. Это вызвало панику и разозлило преступников. Они схватили стремянку и ею стали выламывать бронированную дверь кабины пилотов. Потом убили стюардессу Тамару...

- До сих пор не понимаю, как мать могла так держать сыновей?! - качает головой Иннокентий Ступаков. - Они беспрекословно, как под гипнозом исполняли все, что она говорила. Вернее, кричала: "Убивайте!"

План "Б"

Понимая, что окружены, Овечкины подожгли футляр контрабаса, где спрятали самодельную бомбу. Взрыв оказался слишком слабым, но вызвал пожар. Дым, гарь - пассажиры в панике соскочили с мест и бросились к аварийному люку. Сумели его открыть и принялись прыгать на землю. 

- Мы, почувствовав запах дыма, открыли дверь в салон, но ничего уже не было видно, - вспоминает штурман. - Как раз в этот момент в иллюминаторы увидели, как бегут солдаты - та самая группа захвата из Ленинграда, подъезжают автобусы. Мы по канатам спустились вниз, а пассажиры по специальным желобам головой вниз скатывались в сугробы. Женщин и детей сажали в автобусы, мужчин держали под дулом автомата. В темноте не разобрать же, где преступники, а где обычные люди. Помню, как по желобу скатилась Ольга Овечкина. Она первой села в автобус. Эта сцена до сих пор перед глазами стоит. 

А что с остальными преступниками? Позже экипаж узнает: когда самолет горел, четверо братьев Овечкиных застрелились. Один из них перед этим убил мать. Террористы понимали, что рассчитывать им больше не на что. Никто бы из них на свободе не остался. И этот план был планом "Б". 

Всего в том происшествии погибли 9 человек - три пассажира, стюардесса и пятеро Овечкиных.

Экипаж рейса 3739. Слева направо: штурман Виталий Кравченко, бортинженер Иннокентий Ступаков, командир экипажа Валентин Куприянов, второй пилот Александр Анисимов. 1988 год. Фото сделано в санатории "Байкал", куда направили экипаж после теракта. Фото: Андрей СЕМАКИН

Спустя годы

Что стало с оставшимися в живых? 

После теракта в живых остались пятеро Овечкиных, не считая Людмилы, которая с семьей в Лондон не полетела. Но на скамье подсудимых оказались лишь двое - 28-летняя Ольга и 17-летний Игорь. Остальные в силу возраста избежали наказания. Ольга свою вину не признала, говоря о том, что до последнего не хотела участвовать в этом деле. Ее приговорили к 6 годам. Смягчающим обстоятельством стала ее беременность. Игорь получил 8 лет колонии. И брат, и сестра провели за колючей проволокой лишь половину срока, обоих освободили досрочно по амнистии.

Но дальнейший их путь не был радужным. В 2004 году Ольгу убил сожитель в пьяной ссоре. Игорь после освобождения некоторое время жил в Санкт-Петербурге. Зарабатывал на жизнь музыкой, играл в ресторанах, но, став наркоманом, снова получил срок. В 1999 году был убит в камере другим задержанным.

Младшие братья, Михаил и Сергей Овечкины, тоже оказались за бортом жизни. Талантливый Миша жил в Санкт-Петербурге, где работал в разных джазовых коллективах. В 2002 году перебрался в Испанию. Погубило его пьянство: из коллектива выгнали, и он начал жизнь уличного музыканта. В 2012 году перенес инсульт, став инвалидом. По данным 2013 года, жил в хосписе в Барселоне.

О Сергее же ничего не известно - говорят, пропал без вести. Младшая сестра Овечкиных страдает алкоголизмом. Благополучно сложилась судьба только двух сестер. Татьяна сменила фамилию, выйдя замуж. Людмила - единственная, кто не участвовал в теракте, живет в Черемхове. Женщины не жалуют журналистов и не хотят бередить незаживающие раны. 

- Как бы мы сейчас жили? Где-нибудь за границей. Мы бы все равно уехали, музыканты же они хорошие были. Все наперекосяк. Вся жизнь, - признавались оставшиеся в живых Овечкины в интервью семь лет назад. Сейчас они наотрез отказываются давать комментарии.

Но жизнь сама расставила все точки над "i". 

Новости по теме: История