Спустя десять лет дело Караваджо не перестало быть резонансным для одесских искусствоведов. И бывшие, и нынешние сотрудники музея Западного и Восточного искусства, из которого вынесло полотно, бьют тревогу. По их данным, картина постепенно разрушается, а реставрировать ее не разрешают. Вдобавок в мире пошли слухи, что в Одессе мог храниться вовсе не подлинник "Поцелуя Иуды".
Дело похищенного Караваджо рассматривают в Подольском районном суде Киева, однако новых заседаний не было с 2016 года. Судьба похитителей, на которых завели уголовное дело, остается неизвестной. В суд они не являются, а некоторые одесские общественники, добивающиеся возврата картины в Одессу, считают, что те уже и вовсе исчезли с поля зрения представителей правосудия. Причем без вынесения какого-либо приговора.
- На скамье подсудимых - несколько случайных людей, предпринимателей, у которых "отжали" бизнес по такому удобному поводу, - считает бывшая сотрудница музея Западного и восточного искусства Татьяна Шахматова. – Причем практически сразу после похищения с должности "попросили" тогдашнего директора Владимира Островского. Я работала по этому делу много лет, помогла довести до завершения досудебное следствие и попасть материалам в суд, где назначили экспертизу. Потом я предприняла несколько попыток разыскать картину и вернуть в музей. Подала несколько ходатайств и адвокатских запросов. После этого меня скоропостижно уволили из музея. Официально – якобы из-за низких показателей работы. Все. Дело остановилось. Суд не виноват, он ничего не может делать по собственной инициативе. Таково законодательство. Суд только слушает дело.
Впрочем, по мнению Шахматовой, даже если дело сдвинется с мертвой точки, то вскоре "рухнет", как карточный домик. Прежде всего, из-за того, что слишком мало доказательств.
- Все это дело шито белыми нитками, - говорит Шахматова.
У самой же картины сложилась довольно печальная судьба. После мытарств за границей ее передали в Киевский научно-исследовательский реставрационный центр, однако к реставрации так и не приступили. В суде признали полотно вещдоком, отметив, что трогать его нельзя.
- Так как дело затянулось, полотном никто не занимается, - говорит экс-директор музея, а ныне его старший научный сотрудник Владимир Островский. – Картина уже практически уничтожена, ведь хранят ее неправильно. По процедуре, полотно необходимо растянуть на холсте, однако этого не сделали. А так как я регулярно езжу в столичный центр, то вижу, что лежит оно как попало. Краска осыпается, к примеру, на сгибах она облупилась практически на 80%. К тому же полотно изуродовано вертикальными порезами.
Островский говорит, что в Национальном научно-исследовательском центре вообще нет базы, чтобы вернуть к жизни погибающее полотно. И даже средства, которые выделили дополнительно под реставрацию, вряд ли помогут. К тому же возникают дефекты, которые будет сложно восстановить. Реабилитировать картину украинскому Минкульту предлагали реставраторы музея Палаццо Реале в Милане. Однако киевляне не согласились, заверив, что справятся сами.
Официальная причина та же – якобы нельзя транспортировать улику. Впрочем, Островский утверждает, что никакого запрета не существует.
- Судья Павленко, отвечая на запрос, ответила, что запрета никогда не было, - говорит он. – Так что, скорее всего, это наглый обман. Возможно, тем, кто тянет с реставрацией, поступил какой-то приказ сверху.
|
А главная интрига состоит в том, настоящий ли Караваджо сейчас хранится в Киеве? Так, после похищения стали появляться различные версии происхождения полотна. Например, в Национальной галерее Ирландии в 2010 году заявили, якобы это не подлинник, а всего лишь удачно выполненная копия. С экспертами согласились и берлинские искусствоведы, сообщили в крупнейшем немецком информ-агентстве DPA. Они посчитали, что копию сделали примерно 200 лет назад, и это авторское повторение Караваджо.
В Эрмитаже также отметили специалистам Киевского НИЦ, что это картина руки некоего Джиованни ди Атилли, который написал "Поцелуй Иуды" через десять лет после смерти самого Караваджо. Якобы после рентгеновского исследования выяснилось, что манера написания отличается от Караваджо.
При этом украинским экспертам давно удалось установить, что эта картина – кисти великого мастера.
- Когда только появились эти слухи, мы возили картину на выставки в Италию, Испанию и Германию, - говорит Владимир Островский. – Тогда музейная комиссия определила, что это просто слухи, которые вскоре поутихли. Однако после похищения они возобновились. Это могло бы быть и репликой Караваджо на его же работу – такие часто делают художники.
Картину оценили в 100 миллионов долларов, однако сразу после похищения ее стоимость резко снизилась. Теперь уже эксперты стали называть другие суммы - от 200 до 500 тысяч евро.
- Напрашивается вывод, что настоящую картину уже успели подменить, это преступление века, - говорит преподаватель, историк и археолог Жанна Мосолова. – А Владимира Островского, знающего искусствоведа незаконно сняли с должности, так как он помешал кому-то в бандитских махинациях, которые тянутся до сих пор.
Татьяна Шахматова также говорит, что не уверена в том, что в реставрационном Центре сейчас подлинник Караваджо, а не затертая подделка.
- Я давно подозреваю, что волшебный подлинник Караваджо, переживший криминальное приключение, давно отчалил из Украины на грузовичке Януковича, - считает она. - Теперь мы всей громадой будем вечно искать его, как "сокровища Полуботка". Прокуратура, конечно, в курсе, поэтому и хоронят дело.
В конце июля 2008 года из одесского музея похитили картину выдающегося итальянского художника XVII Микеланджело Меризи де Караваджо. Грабители выломали окно, влезли в здание по строительным лесам. Картину грубо вырезали из рамы, покромсав при этом полотно, и унесли. Для кражи похитители выбрали удобное время – как раз в разгар ремонта. Как позже стали предполагать музейщики, одним из участников мог стать кто-то из ремонтной бригады. Он, мол, был в курсе, что экспонат плохо охраняется, и показал дорогу злоумышленникам. Пятерых похитителей нашли В 2010 году в Берлине – задержали с поличным. Но их следы и показания в деле путаются, а само дело обрастает десятками новых томов. Сейчас, по данным прокуратуры, по делу проходит уже больше двухсот человек, хотя на суд не ходят и те пятеро.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Картину художника Микеланджело Меризи да Караваджо "Взятие Христа под стражу" доставили в Реставрационный центр в Киеве. Перед тем, как реставрировать картину, специалисты проведут ряд экспертиз, одна из которых должна доказать, что в Украине подлинник полотна.