Представьте себе, что вас зовут Уба Батлер (это сложно, но возможно), вы живете в Лондоне и зарабатываете на жизнь написанием разных текстов. В числе прочих ваших заказчиков - знаменитый и, как считалось до сих пор, авторитетный сайт TripAdvisor - тот самый, куда вы заглядываете, когда выбираете отель или ресторан. Официальные сайты этих отелей и ресторанов вы благоразумно игнорируете - там же сплошная реклама. А на TripAdvisor отклики реальных людей, объективные и беспристрастные: "отличный
отель, номера просторные и чистые, персонал дружелюбный" или "чудесный ресторанчик с потрясающим меню и почти домашней атмосферой, а коктейли здесь просто улет, вернусь еще не раз". Нет, попадаются, конечно, и недовольные, но их гораздо меньше.
Именно сайт TripAdvisor время от времени обращался к Убе Батлеру с несложными заказами: за 10 фунтов стерлингов писать отзывы о ресторанах, в которых он никогда не бывал, но ему там понравилось буквально все - меню, коктейли, атмосфера (см. выше).
В какой-то момент Убу осенило: уж врать, так по полной программе. И он придумал ресторан, в котором не бывал не только он, но и вообще никто, потому что ресторана такого нет в природе.
10 фунтов потребовалось, чтобы зарегистрировать на TripAdvisor ресторан со скромным названием The Shed At Dulwich ("Сарай в Далвиче"). Это якобы небольшой сарайчик, где подают невероятно вкусную еду, точного адреса у него нет, есть только указание на район - это потому, что слишком много желающих сюда прийти.
Но у любого, даже самого секретного ресторана должен быть сайт. Это было легко: фотографии (кстати, довольно небрежно сделанные, но в этом тоже можно разглядеть некий шик) нескольких блюд (вместе с настоящими продуктами там активно используется бытовая химия) и довольно остроумное меню, которое "состоит не из блюд, а из настроений": "Жажда" (заячьи почки на тосте с устричным биском, подаются с гранатовым суфле), "Уют" (йоркширские синие макароны и сыр со стружкой бекона, подаются в мешочке из египетского хлопка), "Созерцание" (деконструированное абердинское рагу, все ингредиенты в таком виде, как будто они находятся в процессе приготовления, подается с теплым говяжьим чаем). Ну ведь блеск же! Особенно "теплый говяжий чай". Точный расчет на эстетов, которым что ни подай, все съедят.
Потом сам Уба и его друзья пишут о "Сарае" восторженные отклики, ресторан начинает медленно, но верно подниматься в рейтинге TripAdvisor. Появляются первые реальные желающие здесь побывать - звонят, пишут. Уба отвечает: извините, все столики забронированы на несколько месяцев вперед. А это, как вы понимаете, только добавляет интриги, ибо является верным признаком того, что ресторан на самом деле выдающийся. Рейтинг растет. Компании, связанные с ресторанным бизнесом, предлагают образцы товаров, оживляются рекламные агентства.
На один день "Сарай" все же открывают. Поскольку ни сам Уба, ни его друзья готовить не умеют, еду купили в магазине и разогрели в микроволновке. Посетителей привели в ресторан с завязанными глазами. Нашлись такие, которым понравилось.
Через полгода после начала шутки "Сарай" вышел на первое месте в рейтинге лондонских ресторанов.
Перестанут ли теперь гурманы ориентироваться на рейтинги? Ну уж точно станут относиться к ним менее трепетно: вдруг опять кто пошутил.
Что еще придумает Уба? Самая очевидная идея - задорого продать бренд "Сарай в Далвиче" или самому открыть такой ресторанчик. Возможно, как раз в том самом сарае. Народ точно потянется, отклики начнет писать.