12 ноября
Загрузить еще

Стали известны новые схемы телефонных мошенников

Стали известны новые схемы телефонных мошенников
Фото: Стали известны новые схемы телефонных мошенников. Фото: thinkstockphotos

По подсчетам экспертов Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА в 2016 году, в результате мошеннических действий с платежными картами украинцев, злоумышленникам удалось "заработать" почти 340 миллионов гривен. Больше 80% из этой суммы воры украли, выманив реквизиты карт по телефону. В 2017 году телефонные мошенники тоже довольно активны.  И хотя, наивных украинцев остается все меньше, а потому мошенники совершенствуют свои методы работы. В ассоциации рассказали о некоторых из них.

1. Новые сказки от "банковских служащих"

Звонков "из банка" по-прежнему большинство (94%). Как и раньше, "лжебанкиры" чаще всего используют следующие легенды:

  • "ваша карта заблокирована";
  • "по карте проводятся подозрительные операции";
  • "нужно перерегистрировать карту и пройти верификацию";
  • "вам пришел платеж, но чтобы зачислить деньги, нужны все данные карты".

Однако в последнее время появилось и кое-что новое.

"Оценка банковского обслуживания". То есть звонят, чтобы якобы узнать ваше мнение о банке. Задают массу вопросов по теме, а между тем просят назвать и секретные данные карты.

Регистрация в интернет-банкинге. Обычно эту схему используют с пенсионерами. Чтобы привлечь больше людей старшего поколения к онлайн-операциям, некоторые банки сделали максимально простой регистрацию в интернет-банкинге. Таким образом, в системе достаточно ввести номер карты и пароль из банковского смс. Как этим пользуется мошенник? Он притворяется, например, помощником депутата, рассказывает о выделении пенсионеру материальной помощи и спрашивает номер карты, куда можно перечислить деньги. Получив информацию, начинает регистрацию в интернет-банкинге. Разговор при этом не заканчивает – ему же еще нужно выведать пароль, который придет в смс (может попросить назвать его, скажем, "чтобы закончить процесс перечисления денег"). Как только пароль назван, вор получает доступ к счету жертвы.

2. Поддельные смс от банка

В некоторых случаях мошенники не звонят жертве, а пытаются сделать так, чтобы она сама позвонила им, поверив, что связывается на самом деле с банком. Вначале преступники присылают сообщение, которое побуждает человека связаться с "банком". Чаще всего рассылаются смс о "блокировке карты". В конце указывается номер телефона якобы службы безопасности банка, где можно узнать подробности. Естественно, ответит на звонок мошенник. Он постарается заговорить жертву, чтобы вынудить ее раскрыть конфиденциальные данные карты.

. Что делать, чтобы не  попасться на удочку преступника? Прежде всего помнить, что звонить  в банк следует исключительно  по телефону, указанному на платежной  карте и на официальном сайте  банка! Второй момент: кто бы с  вами ни связывался и что  бы вам ни рассказывал, как  только слышите, что вас просят  назвать срок действия карты, трехзначный CVV2/CVC2-код безопасности  с ее обратной стороны или  пароль из смс от банка, обрывайте  разговор немедленно! Это мошенники! Остались сомнения? Найдите официальный  телефон организации, от имени  которой вам звонили (на официальном  сайте), перезвоните и уточните  информацию.

3. Мошенники звонят дважды

Суть схемы в том, что жертве звонят два разных человека: вначале, например, "покупатель" товара, "сотрудник пенсионного фонда", "представитель благотворительного фонда", которые хотят узнать номер карты, чтобы перевести оплату за товар/надбавку к пенсии/материальную помощь. А потом с жертвой связывается уже якобы представитель банка и говорит, что деньги невозможно зачислить на карту, если человек не назовет срок ее действия, трехзначный код безопасности на ее обратной стороне и пароль из смс от банка. Запомните раз и навсегда: чтобы перевести вам деньги, отправителю достаточно знать номер вашей карты, никакие другие данные не нужны!

4. Поход к банкомату

Популярной среди мошенников остается схема обмана, когда жертву "ведут" к банкомату, обещая, что там она получит деньги на карту ("надбавку к пенсии", "материальную помощь", "выигрыш в лотерею", "денежный приз от магазина" и т. п.). Человека убеждают пойти к банкомату, вставить свою карточку и выполнить инструкции, продиктованные по телефону, в результате чего он, ничего не подозревая, отправляет деньги со своей карты на карту преступника. Запоминаем: в банкомате невозможно получить какой-либо платеж! Можно только сделать денежный перевод со своей карты НА ЧУЖУЮ.

Согласно статистике, чаще всего жертвами мошенников становятся женщины и люди старше 55 лет – злоумышленники знают, кого легче заговорить. Причем разговоры они ведут, как заправские психологи: быстро подстраиваются под собеседника, умеют войти в доверие и быть уважительным (на что покупаются пенсионеры). И это при том, что, по статистике, 90% звонков мошенников – это звонки из колоний и тюрем. Впрочем, запугивать у злоумышленников тоже получается хорошо (например, угрожать блокировкой карты и даже уголовным преследованием за якобы участие карточки в отмывании денег).

Что делать, если вам позвонил телефонный мошенник?

  • Вас просят назвать конфиденциальные данные карты? Немедленно обрывайте разговор. Кто бы ни спрашивал срок действия карты, три цифры CVV2/CVC2-кода безопасности на обратной ее стороне и пароль из банковского смс, ничего не называйте, это секретная информация! Просить вас назвать эти данные могут только преступники.
  • Услышали тревожное сообщение вроде того, что данные вашей карты попали в руки преступников и СБУ ее заблокировала? Найдите официальный телефон банка или СБУ на официальной интернет-странице, позвоните и уточните информацию.
  • Услышали радостную новость ("наш благфонд выделил вам материальную помощь") – то же самое: найдите на официальной странице организации официальный телефон и позвоните.
  • Не слушайте никого, кто обещает перечислить вам деньги на карточку и говорит, что для этого вам нужно пойти в банкомат. Помним: в банкомате можно перевести деньги только со СВОЕЙ на ЧУЖУЮ карточку.
  • Установите лимиты на операции по карте в интернете, а также подключите функцию СМС-информирования обо всех операциях (в том числе неуспешных) – чтобы быть в курсе, что происходит с вашей картой и вовремя ее заблокировать.
  • Если поняли, что выдали секретную информацию мошенникам, немедленно блокируйте карту, позвонив колл-центр или через интернет-банкинг и сообщите об инциденте в киберполицию, самый простой способ – через сайт Департамента киберполиции Национальной полиции Украины.
Новости по теме: мошенничество