Константин Проскура - пилот, который в свои 85 лет налетал 80 лет стажа (в авиации год считается за два. - Прим. авт.) да еще и бывший командир эскадрильи объединенного Днепропетровского авиаотряда. Так что поступок героического пилота, который посадил в Турции самолет фактически вслепую, экс-летчик разобрал в мельчайших деталях.
Напомним, самолет турецкой авиакомпании, пилотируемый украинцами, со 121 пассажирами и 6 членами экипажа на борту попал в град. Стихия повредила автопилот, передние стекла, носовую часть чтобы посадить лайнер, капитану Александру Акопову пришлось наклонить машину, чтобы видеть полосу хотя бы через боковое стекло.
Как оказалось, по мнению старшего коллеги, не такой уж 51-летний Александр Акопов ас своего дела.
- В наши времена этого пилота мигом бы выгнали с летной работы! За непрофессионализм, - заявил Константин Федорович. - В каждом самолете есть локатор, на котором четко видно опасные зоны. Они красным выделены и входить туда категорически нельзя. Это железный закон авиации. А он полетел и подверг опасности полторы сотни пассажиров.
Как объяснил Проскура, когда летчик идет на грозу и видит вроде бы свободный коридор, нужно быть начеку. Это может быть радио эхо. Самолет попадает в ловушку, когда гроза и спереди, и по бокам, отступать некуда. Град начинает бить по носу, продавливает его, выводит из строя локатор. И все - дальше пилот "слепой". Тем более, что кроме носа, град разбивает в воздушном судне и стекла.
По авиационным нормам нельзя входить в такой коридор, если его ширина меньше 100 километров.
- Стекла, кстати, интересно в самолете устроены. Они многослойные, - говорит Константин Федорович. - Первый слой – тоненький, за ним идет токопроводящий золотой слой и толстое стекло. Самолет в небе леденеет, включается обогрев стекол. Тогда первое, которое тоненькое, прогревается и лед сбрасывается. Когда град эти стекла разбивает – не видно ничего. Можно только использовать боковые форточки.
|
Вердикт старшего коллеги: Акопов - летчик непрофессиональный, и все потому, что влез в опасную зону. А, дескать, его навыки пошли уже дальше и позволили спасти самолет и пассажиров.
- Нужно же было как-то выходить из ситуации с "хорошей миной на лице", как говорится, - улыбается экс-пилот. – Хотя скорость при посадке была большая. Скорее всего, градом побило верхнюю кромку крыла и вывело из строя механизм выпуск предкрылков. Самолет несся, как сумасшедший, пришлось садиться на повышенной скорости.
Но Проскура признал, что даже в их отряде подобные случаи были. Например, как-то градом побило Як-40. К счастью, двигатели продолжали работать, и самолет удалось посадить.
Но, пожалуй, самый интересный случай из рассказа Константина Федоровича, когда молния попала в самолет - вошла через нос и вышла через хвост.
- Я летел в Сочи, посадку из-за грозы не дали, отправили на запасной аэродром в Сухуми. Перед нами летел московский Ту-154, - вспоминает бывший летчик.
Когда самолеты сели, пилоты разговорились и выяснилось, но у рейсового Ту-154 были серьезные проблемы.
- Представляешь, в мой самолет молния попала! - ошарашил Константина Федоровича коллега и показал на носу и хвосте лайнера маленькие дырочки.
При этом пассажиры даже не догадывались, в какой опасности находились. Трагедии не произошло лишь потому, что на крыльях и хвосте самолетов есть стекатели статического электричества.
- Самолет ведь в небе такой заряд огромный получает, - объяснил Константин Проскура. - Он должен куда-то уходить, для этого стекатели и предназначены.
История авиации знает несколько просто невероятных случаев, когда пилоты смогли посадить самолет, фактически не имея шансов на спасение. Так, например, в январе 2009 года Airbus A320 авиакомпании, выполнявший рейс из Нью-Йорка в Сиэтл, столкнулся со стаей диких гусей. Оба двигателя самолета заглохли и командир корабля Чессли Салленбергер, посадил лайнер на реку Гудзон. На борту находились 150 пассажиров из которых выжили все и лишь только пятеро получили травмы.
В сентябре 2010 года российский Ту-154 с 72 пассажирами на борту и 9 членами экипажа смог сесть…в тайге. На высоте более десяти тысяч метров у лайнера исчезло электропитание. Перестали работать навигационные системы, связь и перекачивающие насосы. В баке оставалось топлива на 30 минут полета, но случилось чудо — летчики "набрели" на заброшенный аэродром аэропорта "Ижма" (республика Коми), который использовался в качестве вертолетной площадки.
Наконец, двое украинских пилотов стали народными героями африканского Габона. Они смогли отвести грузовой А-26 от жилых кварталов и, так сказать, приводниться в океане. Какое-то время самолет плавал в бухте, позже из воды торчал только хвост.