Как и во всем мире, прежде чем запустить авиалайнеры в серийное производство, в Союзе ученые проводили с ними множество испытаний и всячески проверяли на прочность. Впрочем, как говорится, "в семье не без урода", и судьба неудачника всей туполевской серии досталась Ту-124.
Впервые он поднялся в небо 24 марта 1960 года, а первый рейс с пассажирами выполнил 16 октября 1962 года. Всего было построено 163 самолета, в том числе 111 - в пассажирском варианте.
Меньше чем через год, в августе 1963-го, в Ленинграде с Ту-124 происходит первая авиакатастрофа. К счастью, пилотам тогда удалось посадить воздушное судно на реку, экипаж и пассажиры выжили. Но уже через два года, в 1965-м, под Куйбышевым из-за вышедшего из строя авиагоризонта при наборе высоты рухнувшая в поле "тушка" забрала жизнь 30 человек, находящихся на борту.
Рухнул в кукурузное поле и взорвался
Две из четырнадцати катастроф самолетов этой серии произошли на территории УССР. О первой долго умалчивали, поскольку не могли выяснить причину падения, да и просто чтобы не подставлять под удар репутацию авиапрома. Самолет Ту-124, совершающий рейс Минеральные Воды - Ростов-на-Дону - Вильнюс, рухнул в кукурузное поле между селами Лиховка и Заполички Верхнеднепровского района 2 сентября 1970 года. Из 5 членов экипажа и 32 пассажиров не выжил никто.
- Я трактористом работал, в тот день как раз вышли в поле, увидели самолет, рева двигателей не слышно было, - рассказал "КП" в Украине" очевидец катастрофы 77-летний житель села Днепровокаменка Владимир Богун. - Перед самым падением двигатели включились, но самолет уже шел носом вниз и упал прямо на поле. Взрыв был жуткий, такой столб огня стоял! Мы с напарником поехали туда на мотоцикле. Зрелище, скажу вам, было ужасное. А через полчаса приехали военные, оцепили территорию. Больше мы ничего о той трагедии не слышали.
По данным исследования комиссии, находящийся на высоте 9000 метров авиалайнер перешел в крутое пикирование с левым разворотом. Он развернулся на 266 градусов, когда на скорости 950 км/ч под углом около 70-75 градусов и с левым креном врезался в поле и на расстоянии 9 километров левее трассы взорвался. Однако ни погодные условия, ни столкновение в воздухе с каким-либо объектом, ни разрушение в воздухе не могли вызвать такое стремительное падение. Да и пожар случился не в небе, а уже после крушения.
- О трагедии я узнал от своего отца, я тогда учился на первом курсе сельхозтехникума, - вспоминает экс-председатель Днепровокаменского сельсовета Виктор Кривко. - Место катастрофы было сразу же оцеплено военными. Самолет упал прямо на кукурузное поле. Уже после всего "Аэрофлот" возмещал колхозу причиненный ущерб.
Чуть позже, по словам Виктора Константиновича, на месте гибели был установлен камень с табличкой, где были указаны имена погибшего экипажа, поставлена оградка и посажено три тополя. Стащили туда и мелкие обломки "тушки". Впрочем, на сегодня уцелела лишь оградка, обломки растащили на металлолом, а из трех тополей остался один.
Виноваты не летчики, а техника
Летчик с 40-летним стажем, бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда Константин Проскура исключает из причин трагедии человеческий фактор, а литовских пилотов называет профессионалами. По его мнению, виновата техника.
- У пилотов замкнуло включение триммера управления руля, - говорит Константин Федорович. - Триммер снимает на штурвале усилие. Произошло замыкание, и триммер начал работать на пикирование. Летчики стали тянуть штурвал на себя, но, видимо, не смогли преодолеть усилие. Надо было поставить малый газ и выпустить шасси, чтобы самолет не разгонял скорость.
А еще, по мнению опытного летчика, от трагедии самолет могла спасти обратная петля Нестерова, но для этого нужно быть настоящим виртуозом.
Примечательно, что командир экипажа разбившегося авиалайнера Стефан Макаревич в 1963 году перегнал в Вильнюс первый Ту-124, а в 1966-м весьма удачно посадил аналогичное воздушное судно на подходе к аэропорту "Внуково". Двигатели самолета тогда самопроизвольно остановились на высоте 1200 метров. Макаревич сумел избежать катастрофы: и техника, и пассажиры остались невредимы. За это летчик получил именные часы от самого конструктора Андрея Туполева.
|
Трагедия под Львовом
23 декабря 1973 года из-за возгорания левого двигателя потерпел катастрофу Ту-124, совершавший рейс Львов - Киев - Куйбышев. О неполадках на борту экипаж сообщил через две минуты после взлета. Диспетчеру доложили: "Горит левый двигатель, разворачиваюсь на 180°, посадка у вас с обратным курсом". Однако сообщение не было понято диспетчером, и экипаж еще дважды повторил его. После третьего сообщения о пожаре двигателя экипаж на связь больше не выходил и на запросы не отвечал. Самолет был обнаружен полностью разрушенным и частично сгоревшим в поле между селами Винники и Миклашев под Львовом.
Комиссия установила, что причиной катастрофы стало разрушение в воздухе левого двигателя, вызвавшее интенсивный и скоротечный пожар. Как выяснилось, детали двигателя, а именно штифты были изготовлены на заводе с нарушением технологии термообработки, что и повлекло за собой аварию.
В этой авиакатастрофе погибли 6 членов экипажа и 11 пассажиров.
|
Печальный итог 20-летней работы Ту-124
Всего потеряно 18 Ту-124, из них 14 - в ГА СССР, 3 - иностранными военными и 1 - чехословацкой авиакомпанией CSA. "Пиковыми" по потерям стали 1970 и 1973 годы. Самой тяжелой потерей стала катастрофа в 1979 году в Тамбовской области, когда погибли 63 человека.
Из-за ошибок личного состава потеряно 72% Ту-124, по причине отказа авиатехники - 22%, еще в 6% случаев точную причину происшествий установить не удалось.
Все катастрофы и происшествия Ту-124
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
Чудо на Неве
Летом 1963 года в Ленинграде произошел уникальный для мировой гражданской авиации случай - пассажирский Ту-124 совершил посадку на воды реки Невы. При этом никто из 44 пассажиров не пострадал.
Рейс этот, следовавший из Таллина в Москву, с самого начала не задался. После взлета не убралось переднее шасси, и самолет направили в Ленинград, где ему предстояло совершить аварийную посадку. Однако перед посадкой следовало выработать топливо, Ту-124 кружил над Ленинградом, когда один из двигателей внезапно заглох. Диспетчерские службы дали разрешение срезать путь до аэродрома и лететь через центр города. Но когда экипаж сменил курс - отказал и второй двигатель. Командир экипажа Виктор Мостовой со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли решение садиться на воду. Самолет приводнился спустя 14 секунд после отказа второго двигателя.