Загрузить еще

Народные "микробунты": когда других средств уже не осталось

Народные
Фото: В ожидании электрички ежедневно у вокзала собираются толпы людей. Фото: соцсети

Железнодорожная блокада в Донбассе неожиданно отозвалась эхом под Киевом. Рано утром 12 апреля порядка сотни человек заблокировали железнодорожные пути в направлении Киев – Харьков на станции Барышевка. Это не имело отношения ни к высокой   политике, ни к глобальной экономике. Люди требовали одного: права добираться на работу не в комфортных даже, а хоть в относительно  человеческих условиях.

Чаша переполнилась

Блокады автомобильных путей, которые периодически возникают в разных регионах Украины, уже не в диковинку. Таким образом люди добиваются ремонта дорожного полота, протестуют против закрытия больниц или школ в сельской местности,  требуют смены власти в поселке и решения других насущных вопросов. Но блокада пассажирских поездов – это прецедент в нашей новейшей истории. Тем более шокирующий, что впервые народный гнев, а не обычная поломка, остановил на два часа дорогой Интерсити, следующий из Киева в Харьков.

- Раньше через Барышевку проходили электрички в составе десяти поездов, - рассказал "КП" в Украине"  правозащитник Павел Лисянский. – А в последнее составы сократили до шести вагонов. Не хватает даже стоячих мест. Люди давятся, страдают от духоты, каждый день в поезде несколько человек падают в обморок. Жители Барышевки пытались жаловаться на условия проезда на местном уровне, писали петиции, но их регулярно кормили "завтраками".

Чаша терпения переполнилась, когда утром 12 апреля все собравшиеся на перроне просто не смогли влезть в вагоны. Как рассказали "КП" в Украине" в полиции Киевской области, сначала на пути вышли 20 человек, потом к ним присоединились еще несколько десятков протестующих.

- Сообщение о блокаде к нам поступило в 6.35 утра, - рассказывает спикер полиции Киевской области Николай Жукович. – В 8.45 ситуацию удалось урегулировать и люди очистили железнодорожное полотно.

В вагонах не хватает мест даже для стоячих пассажиров. Фото: соцсети

Кто виноват?

Когда материал готовился в печать, полиция еще изучала ситуацию, но вероятность, что откроют уголовное производство, была велика.

- За политические протесты и блокады ответственности никто не несет, а здесь могут пострадать простые люди, - переживает  Павел Лисянский. – Руководство железной дороги обязано учитывать реальный пассажиропоток либо предложить людям альтернативу.

Есть и другое мнение, которое активно обсуждается в соцсетях: завсегдатаи электричек не хотят покупать билеты, а в случае контроля откупаются от проверяющих. Поэтому на бумаге едет одно число пассажиров, а в электричке – в разы больше. Но и это, по мнению юристов, проблема "железки" - вводите электронный контроль и устраняйте коррупцию. Тем более, что искры способна разжечь костер. Качеством пригородных перевозок недовольны не только жители Киевской, но и многих других областей. И есть риск, что кто-то решит последовать примеру мятежной Барышевки.

- Блокировать пути, создавая проблемы другим, это неправильно, - считает   председатель правления Международной лиги защиты прав человека Эдуард Багиров. – Люди должны заблокировать кабинет министра транспорта – пусть работает на улице. Минтранс – это флагман коррупции в транспортной системе Украины.

С другой стороны, правозащитник признает, что любая форма протеста одиночная или групповая полезна тем, что  является сигналом: народ способен самоорганизоваться против власти. И власть не может этого не видеть.

Последний шанс

Начиная с 2013-го года, в Украине перепробованы все возможные формы протестов. Наиболее действенными, как показала практика, являются долгосрочные радикальные политико-экономические акции, в которых задействованы большие группы так называемых активистов, большие интересы и финансы.  Как та же блокада в Донбассе. Наименьший результат, отмечают социологи, дают  митинги у стен органов власти и различные вече - эмоции уходят в микрофон и тают в воздухе.

Народные "микробунты", как в Барышевке, не могут быть масштабными и долгосрочными – блокадчикам никто не поставит палатки, не принесет еду и гонорар. Единственное, на что они могут рассчитывать, это на сиюминутный эффект от фактического правонарушения: остановили поезда, устроили дорожный затор.

- Такие меры применяют, когда другие средства либо исчерпаны, либо утратили доверие. Сегодня на митинги, пикеты, петиции уже никто не обращает внимание, - отмечает замдиректора Центра социальный и трудовых исследований Владимир Ищенко. – Чтобы привлечь его к себе, люди переходят к радикальным формам протеста. Они рискуют попасть под преследование со стороны закона, но все же идут на резкие меры. Если власть не научится решать проблемы людей, такие протесты будут продолжаться.

P.S. После инцидента в Барышевке Юго-Западная железная дорога пообещала рассмотреть возможность увеличения количества вагонов в некоторых электропоездах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

На митинге в Полтаве 3 человека получили ранения

Новости по теме: Акция протеста