Утром 25 декабря недалеко от Сочи самолет Ту-154 Минобороны РФ пропал с радаров спустя 20 минут после вылета из аэропорта Адлера, куда он прибыл с подмосковного аэродрома Чкаловский для дозаправки. Воздушное судно с 92 людьми на борту должно было вылететь в Сирию на российскую авиабазу "Хмеймим". Обломки лайнера были найдены в Черном море на расстоянии 1,5 км от берега. Все люди на борту погибли.
Что стало причиной авиакатастрофы - еще неизвестно, однако эксперты выдвинули три основные версии.
Ошибка пилотов
Бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда летчик с 40-летним стажем Константин Проскура считает, то ошибка пилотов не исключена. Сочинский аэропорт по авиационным меркам и так не простой, пилоты обязательно должны пройти специальную подготовку, вылетая туда. Вокруг аэропорта горы, так что самолетам приходиться садиться и взлетать со стороны моря.
- Каждый пилот знает, что взлетать нужно только при встречном ветре, особенно в таких условиях. В редких случаях разрешается взлетать при попутном, когда скорость ветра не превышает 5 м/с. Этот самолет, скорее всего, решил поймать попутный ветер, что нежелательно. Но это ведь на земле ветер не большой, а с высотой возрастает в несколько раз. В результате самолет поднялся на 50 метров и перестал набирать высоту и скорость – не давал сильный попутный ветер. В такой ситуации главное ни в коем случае не убирать закрылки (часть крыла, которая убирается при наборе высоты, чтобы избежать лишнего трения - прим. ред.). Экипаж мог этого не знать, и самолет свалился штопором, - считает Константин Проскура.
В то же время по словам источника агентства "Интерфакс", версия ошибки пилота маловероятна, так как "они имели большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов". Метеоусловия в районе вылета были благоприятными.
Также экипаж разбившегося лайнера характеризовался как опытный. Самолетом управлял летчик первого класса Роман Волков.
В то же время заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов считает, что к крушению лайнера привела целая цепь случайностей. На борту мог произойти технический отказ, а поскольку самолет в это время выполнял взлет, экипаж просто не успел среагировать на ошибку. Не хватило времени. Иначе бы, капитану удалось совершить аварийную посадку или посадить самолет на воду, передает "КП.РУ".
Технические неполадки
Эта версия пока что считается основной. К падению самолета могло привести плохое качество топлива.
- В Сирии плохо с горючим. Поэтому самолет должен был заправить топливные баки до отказа, чтобы долететь в Сирии и обратно в Сочи без дозаправки. Так что когда Ту-154 взлетам у него был большой взлетный вес, - считает бывший командир эскадрильи Днепропетровского объединенного авиаотряда летчик с 40-летним стажем Константин Проскура.
Также в двигатель могла попасть птица. Эту версию назвал сайт НТВ. Недалеко от аэропорта находится станция перелетных птиц и орнитопарк.
Кроме того, этот самолет находился в эксплуатации уже 33 года. В последний раз авиасудно RA-85572 ремонтировали в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года Ту-154 прошел плановое обслуживание.
Теракт
Как известно, Россия участвует в военных действиях в Сирии, что не может проходить без последствий. Это стало ясно, в том числе, и после убийства посла РФ в Турции. Ответственность на себя взяла сирийская группировка "Джейш аль-Фатх" ("Армия завоевания").
Теперь Федеральная служа безопасности России отрабатывает версию теракта при крушении Ту-154, который летел в Сирию. Об этом пишет "Фонтанка" со ссылкой на источник в Минобороны. Сотрудники ФСБ проверяют всех, кто мог подходить к судну в военном аэропорту Чкаловский и в Адлере.
Кстати, в поддержку этой версии говорит и то, что в небе перед падением самолета видели вспышку. Однако подлинность ролика не подтверждена.
- Самолет Минобороны России с ансамблем имени Александрова и журналистами главных телеканалов страны летит в Сирию на нашу военную базу и падает в море. Что это? Погодные условия в районе падения ТУ-154 в порядке, наши пилоты, тем более военные, очевидно лучшие в мире, да и качество их подготовки многократно выросло в последние годы, говорить о технической неисправности можно, ибо над сменой авиапарка небоевых машин нашего оборонного ведомства можно ещё работать. Но и отметать версию теракта невозможно, - написал военный журналист Никита Исаев в своей колонке на "КП.РУ".
Однако президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров считает, что версия теракта маловероятна. Такое мнение он высказал в интервью "КП.РУ".Он отметил, что подобные рейсы обслуживают только проверенные люди, которые "имеют все формы допуска, для того чтобы заниматься этой работой". Кроме того, в самолете находились люди, которые знали друг друга, и "посторонних людей никто в этот самолет не подсаживал".
Отрицает возможность теракта и глава комитета Совета Федерации по обороне Виктор Озеров.
- Самолет Минобороны, воздушное пространство РФ, здесь не может быть такой версии, - заявил он, передают РИА "Новости".