Загрузить еще

В инциденте с "Белавиа" крайним хотят сделать диспетчера

В инциденте с
Фото: Пассажиры «Белавиа» прилетели в Минск на час позже положенного времени. Фото: facebook.com/armen.martirosyan

СБУ: "Никаких указаний мы не давали"

Переполох, как помнит читатель, возник из-за одного из 136 пассажиров "Боинга" - Армен Мартиросяна, который, по мнению СБУ, угрожал национальной безопасности Украины. 

Самолет развернули в воздухе в паре километров от белорусской границы и заставили вернуться в Киев. Мартиросяна сняли рейса, но вскоре отпустили. "Белавиа" посчитала, что задержка была необоснованной, угроза - неоправданной и исходила от сотрудников украинской Службы безопасности, которая давала диспетчеру указания. Компания выразила намерение потребовать с Украины возмещение убытков.

Сейчас в "Белавиа" отказываются что-либо комментировать, намекая, что вопрос вышел на более высокий - государственный уровень. Сразу после инцидента МИД Беларуси направил украинским дипломатам ноту.

- Мы со всей ответственностью отнеслись к случившемуся. И дадим официальный ответ после того, как СБУ и "Украэрорух" закончат расследование инцидента, - сказал "КП" в Украине"  спикер украинского МИДа Марьяна Беца.

В пресс-службе СБУ нам сообщили, что информации о ходе расследования нет. А вот позиция - есть, и она остается неизменной.

- Никаких указаний относительно истребителей мы не давали. И не давали прямых команд диспетчеру, - заявила спикер СБУ Елена Гитлянская. - Мы только обратились в "Украэрорух" с просьбой вернуть одного из пассажиров. Возможно… сработал человеческий фактор.

Под "человеческим фактором" подразумеваются действия диспетчера,  взявшего на себя слишком смелую инициативу.

Армен Мартиросян заявил, что будет подавать в суд. Фото: facebook.com/armen.martirosyan 

"Диспетчер не имеет права переходить на эмоции"

"КП" в Украине" разыскала специалиста, который немало проработал в этой службе, чтобы узнать: может ли диспетчер по своей воле угрожать самолету другого государства. Даже в мягкой форме.

- Если пилот влетает в запретную зону (пересекает случайно территорию, куда он не должен был лететь), диспетчер может только предупредить его, скорректировать полет, но никак не бросать угрозы о боевой авиации и перехватах. Это не его дело, - рассказал Игорь Яковенко (имя попросил изменить, так как сейчас находится в поисках работы). - Люди, конечно, разные бывают, но диспетчер не имеет права переходить на эмоции. Его работа - следить за порядком в воздухе, не более того. Но если указания шли от СБУ или другой силовой службы, сами понимаете… К слову, в переговорах речь идет о том, что команда поступила от высшего военного руководства. В Генштабе, куда мы обратились за комментарием, нам также ответили, что ничего о подобном не знают.

ОФИЦИАЛЬНО

В "Украэрорухе" очень лаконично прокомментировали опубликованную запись и вероятность вины диспетчера.

- В "Украэрорух" поступила информация о необходимости вернуть самолет рейса BRU 840 авиакомпании "Белавиа" в связи с угрозой национальной безопасности Украины, - сообщили "КП" в Украине" в пресс-службе организации. -  Данное требование было выполнено. Диспетчер обслуживания воздушного движения действовал в интересах национальной безопасности Украины и в соответствии с международной практикой, принятой в подобных случаях.

Также в "Украэрорухе" добавили, что финансовые вопросы с авиакомпанией "Белавиа" решают в соответствие с практикой, принятой во взаимоотношениях между провайдером аэронавигационных услуг и авиакомпанией.

О чем говорили в воздухе

 

Диспетчер: - "Белавиа-840", Киев-Радар.

Пилот: - Слухаю.

Диспетчер: - "Белавиа-840", поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета "Жуляны". За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват.

Пилот: - А что случилось такое?

Диспетчер: - В эфир не могу передать. "Белавиа-840", по прибытии все узнаете.

Пилот: - Не понял чего-то я, это кто вам передал?

Не получив ответа, пилот дублирует вопрос: - "Белавиа-840". Это кто информацию передал?

Диспетчер: - "Белавиа-840", "Украэроцентр".

Пилот: - А причина какая?

Диспетчер: - "Белавиа-840", я получил указания вернуть вас на аэродром вылета.

Пилот: - "Жуляны", да?

Диспетчер: - Так точно, "Жуляны".

Пилот: - Хорошо, разворачиваемся.

Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа в кабине самолета.

- Че за ерунда!

- Бред какой-то!

- "Белавиа-840". Еще раз уточните причину. Здесь какая-то ошибка, непонятно вообще, по какой причине.

АТС (аэронавигационная информация и управление): Belavia eight four zero, turn left, height is one eight zero... follows in Zhuliany runway zero eight. ("Белавиа" восемь четыре ноль, повернуть налево, высота один восемь ноль ... следует в Жуляны, полоса ноль восемь). Heading one eight zero for left zero eight Belavia s seven eight four zero (Направление один восемь ноль налево ноль восемь "Белавиа" семь восемь четыре ноль).

Пилот: - Пипец, блин!

АТС: - Belavia eight four zero descent for at level one one zero ("Белавиа" восемь четыре ноль для спуска на уровне один один ноль).

Пилот: - Descent for one one zero eight four zero (Спуск на один один ноль восемь четыре ноль).

- Check (Проверяю).

Переговоры внутри кабины продолжаются.

- Б..., не успели уйти, а! Первый раз такая ерунда!

- Бред какой-то вообще, блин!

- Собственно, могли бы уже уйти… неразборчиво… авиация мы уже "лазду" проходим.

Пилот снова пытается уточнить у диспетчера, в чем причина.

Пилот: - Belavia eight four zero ("Белавиа" восемь четыре ноль). Еще раз уточните, что за причина, непонятно вообще.

Диспетчер: - Belavia eight four zero ("Белавиа" восемь четыре ноль), уточняем, сейчас… неразборчиво.

Пилот: - Здесь какая-то ошибка, мы уже на два зет, собственно, мы над Беларусью.

Пилоты снова обсуждают между собой ситуацию (переговоры внутри кабины).

- Сейчас запутаем самолет. Подожди, пока не ставь.

- Блин, мы бы ушли уже, блин. Если бы мы знали, конечно. Не, ну пересекли уже всю, они уже… неразборчиво… мы недоступны.

- Какая-то ерунда, блин!

- Какой курс сказал? 180, да?

- Может, между вояками какая-то там пертурбация, может, что-то еще, блин.

- Или кто-то, какой-то пассажир у нас там, какой-нибудь, скорее всего, блин, ну, скорее всего, из-за пассажира или что-то в багаже.

Наиболее вероятно, затем происходят переговоры со старшим бортпроводником:

- Ну, пока сами ничего не знаем.

- Да не знаю.

АТС: - Belavia eight four zero do you need hold pattern for descent ("Белавиа" восемь четыре ноль, вам нужно держать форму для спуска)?

Пилоты: - А (продолжительное), причину уточнили? "Белавиа восемь четыре ноль".

- Поставь Киев.

Диспетчер снова выходит на связь: - "Белавиа-840", Киев-Радар.

Пилот: - Да.

Диспетчер: - "Белавиа-840", говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром "Жуляны" поступила от военного руководства. Доклад более детальный вам скажут после посадки.

Пилот: - Понятно, возвращаемся.

Диспетчер: - "Белавиа-840", меня интересует информация о количестве пассажиров и расчетное время посадки.

Пилот: - Сейчас мы все уточним.

Переговоры внутри кабины:

- Выпускай интерцепторы. Аккуратно, потихонечку.

- Ну, заходи.

Наиболее вероятно, переговоры со старшим бортпроводником.

- Возвращаемся в "Жуляны". Ну не знаю, сказали возвратиться.

- По техническим причинам, я сейчас скажу попозже.

- Сколько у нас пассажиров?

- Пассажиров 136, рассчитан примерно полсотни восемь минут.

Диспетчер:  - "Белавиа-840", принял. Спасибо. Снижайтесь. Высота шесть тысяч футов. Эшелон перехода сто десятый QNH один ноль два девять.

Пилот: - Шесть тысяч, один ноль два девять, снижаемся. Девять... восемь четыре ноль, на курсе сто восемьдесят.

Новости по теме: Беларусь скандал самолет