СБУ: "Никаких указаний мы не давали"
Переполох, как помнит читатель, возник из-за одного из 136 пассажиров "Боинга" - Армен Мартиросяна, который, по мнению СБУ, угрожал национальной безопасности Украины.
Самолет развернули в воздухе в паре километров от белорусской границы и заставили вернуться в Киев. Мартиросяна сняли рейса, но вскоре отпустили. "Белавиа" посчитала, что задержка была необоснованной, угроза - неоправданной и исходила от сотрудников украинской Службы безопасности, которая давала диспетчеру указания. Компания выразила намерение потребовать с Украины возмещение убытков.
Сейчас в "Белавиа" отказываются что-либо комментировать, намекая, что вопрос вышел на более высокий - государственный уровень. Сразу после инцидента МИД Беларуси направил украинским дипломатам ноту.
- Мы со всей ответственностью отнеслись к случившемуся. И дадим официальный ответ после того, как СБУ и "Украэрорух" закончат расследование инцидента, - сказал "КП" в Украине" спикер украинского МИДа Марьяна Беца.
В пресс-службе СБУ нам сообщили, что информации о ходе расследования нет. А вот позиция - есть, и она остается неизменной.
- Никаких указаний относительно истребителей мы не давали. И не давали прямых команд диспетчеру, - заявила спикер СБУ Елена Гитлянская. - Мы только обратились в "Украэрорух" с просьбой вернуть одного из пассажиров. Возможно… сработал человеческий фактор.
Под "человеческим фактором" подразумеваются действия диспетчера, взявшего на себя слишком смелую инициативу.
|
"Диспетчер не имеет права переходить на эмоции"
"КП" в Украине" разыскала специалиста, который немало проработал в этой службе, чтобы узнать: может ли диспетчер по своей воле угрожать самолету другого государства. Даже в мягкой форме.
- Если пилот влетает в запретную зону (пересекает случайно территорию, куда он не должен был лететь), диспетчер может только предупредить его, скорректировать полет, но никак не бросать угрозы о боевой авиации и перехватах. Это не его дело, - рассказал Игорь Яковенко (имя попросил изменить, так как сейчас находится в поисках работы). - Люди, конечно, разные бывают, но диспетчер не имеет права переходить на эмоции. Его работа - следить за порядком в воздухе, не более того. Но если указания шли от СБУ или другой силовой службы, сами понимаете… К слову, в переговорах речь идет о том, что команда поступила от высшего военного руководства. В Генштабе, куда мы обратились за комментарием, нам также ответили, что ничего о подобном не знают.
ОФИЦИАЛЬНО
В "Украэрорухе" очень лаконично прокомментировали опубликованную запись и вероятность вины диспетчера.
- В "Украэрорух" поступила информация о необходимости вернуть самолет рейса BRU 840 авиакомпании "Белавиа" в связи с угрозой национальной безопасности Украины, - сообщили "КП" в Украине" в пресс-службе организации. - Данное требование было выполнено. Диспетчер обслуживания воздушного движения действовал в интересах национальной безопасности Украины и в соответствии с международной практикой, принятой в подобных случаях.
Также в "Украэрорухе" добавили, что финансовые вопросы с авиакомпанией "Белавиа" решают в соответствие с практикой, принятой во взаимоотношениях между провайдером аэронавигационных услуг и авиакомпанией.
О чем говорили в воздухе
Диспетчер: - "Белавиа-840", Киев-Радар.
Пилот: - Слухаю.
Диспетчер: - "Белавиа-840", поступило указание: вам надо, необходимо вернуться на аэродром вылета "Жуляны". За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват.
Пилот: - А что случилось такое?
Диспетчер: - В эфир не могу передать. "Белавиа-840", по прибытии все узнаете.
Пилот: - Не понял чего-то я, это кто вам передал?
Не получив ответа, пилот дублирует вопрос: - "Белавиа-840". Это кто информацию передал?
Диспетчер: - "Белавиа-840", "Украэроцентр".
Пилот: - А причина какая?
Диспетчер: - "Белавиа-840", я получил указания вернуть вас на аэродром вылета.
Пилот: - "Жуляны", да?
Диспетчер: - Так точно, "Жуляны".
Пилот: - Хорошо, разворачиваемся.
Далее в расшифровке приводятся разговоры экипажа в кабине самолета.
- Че за ерунда!
- Бред какой-то!
- "Белавиа-840". Еще раз уточните причину. Здесь какая-то ошибка, непонятно вообще, по какой причине.
АТС (аэронавигационная информация и управление): Belavia eight four zero, turn left, height is one eight zero... follows in Zhuliany runway zero eight. ("Белавиа" восемь четыре ноль, повернуть налево, высота один восемь ноль ... следует в Жуляны, полоса ноль восемь). Heading one eight zero for left zero eight Belavia s seven eight four zero (Направление один восемь ноль налево ноль восемь "Белавиа" семь восемь четыре ноль).
Пилот: - Пипец, блин!
АТС: - Belavia eight four zero descent for at level one one zero ("Белавиа" восемь четыре ноль для спуска на уровне один один ноль).
Пилот: - Descent for one one zero eight four zero (Спуск на один один ноль восемь четыре ноль).
- Check (Проверяю).
Переговоры внутри кабины продолжаются.
- Б..., не успели уйти, а! Первый раз такая ерунда!
- Бред какой-то вообще, блин!
- Собственно, могли бы уже уйти… неразборчиво… авиация мы уже "лазду" проходим.
Пилот снова пытается уточнить у диспетчера, в чем причина.
Пилот: - Belavia eight four zero ("Белавиа" восемь четыре ноль). Еще раз уточните, что за причина, непонятно вообще.
Диспетчер: - Belavia eight four zero ("Белавиа" восемь четыре ноль), уточняем, сейчас… неразборчиво.
Пилот: - Здесь какая-то ошибка, мы уже на два зет, собственно, мы над Беларусью.
Пилоты снова обсуждают между собой ситуацию (переговоры внутри кабины).
- Сейчас запутаем самолет. Подожди, пока не ставь.
- Блин, мы бы ушли уже, блин. Если бы мы знали, конечно. Не, ну пересекли уже всю, они уже… неразборчиво… мы недоступны.
- Какая-то ерунда, блин!
- Какой курс сказал? 180, да?
- Может, между вояками какая-то там пертурбация, может, что-то еще, блин.
- Или кто-то, какой-то пассажир у нас там, какой-нибудь, скорее всего, блин, ну, скорее всего, из-за пассажира или что-то в багаже.
Наиболее вероятно, затем происходят переговоры со старшим бортпроводником:
- Ну, пока сами ничего не знаем.
- Да не знаю.
АТС: - Belavia eight four zero do you need hold pattern for descent ("Белавиа" восемь четыре ноль, вам нужно держать форму для спуска)?
Пилоты: - А (продолжительное), причину уточнили? "Белавиа восемь четыре ноль".
- Поставь Киев.
Диспетчер снова выходит на связь: - "Белавиа-840", Киев-Радар.
Пилот: - Да.
Диспетчер: - "Белавиа-840", говорит руководитель полетов. Информация о вашем возврате на аэродром "Жуляны" поступила от военного руководства. Доклад более детальный вам скажут после посадки.
Пилот: - Понятно, возвращаемся.
Диспетчер: - "Белавиа-840", меня интересует информация о количестве пассажиров и расчетное время посадки.
Пилот: - Сейчас мы все уточним.
Переговоры внутри кабины:
- Выпускай интерцепторы. Аккуратно, потихонечку.
- Ну, заходи.
Наиболее вероятно, переговоры со старшим бортпроводником.
- Возвращаемся в "Жуляны". Ну не знаю, сказали возвратиться.
- По техническим причинам, я сейчас скажу попозже.
- Сколько у нас пассажиров?
- Пассажиров 136, рассчитан примерно полсотни восемь минут.
Диспетчер: - "Белавиа-840", принял. Спасибо. Снижайтесь. Высота шесть тысяч футов. Эшелон перехода сто десятый QNH один ноль два девять.
Пилот: - Шесть тысяч, один ноль два девять, снижаемся. Девять... восемь четыре ноль, на курсе сто восемьдесят.