Сразу же после инцидента в "Жулянах" белорусская компания "Белавиа" заявила, что намерена потребовать у государственного предприятия "Укравиарух" возмещения убытков за разворот самолета в воздухе, принудительное возвращение в аэропорт и задержку рейса. Если мирных договоренностей о расходах не будет, дело может решаться в судебном порядке. Оценить перспективы процесса "КП" в Украине" попросила адвоката юридической фирмы "Иляшев и партнеры" Арсена Герасымива.
Правила поведения в воздухе прописаны в Конвенции о международной гражданской авиации, которая была принята в Чикаго и действует с апреля 1947 года.
- Согласно документу, каждое государства имеет иммунитет на свое авиапространство и в ряде случаев может через государственных диспетчеров давать указание на посадку поднявшимся в воздух самолетам, - говорит Арсений Герасымив. – Это обусловлено, в первую очередь, безопасностью полета. Если есть подозрение на техническую неисправность, кто-то из пассажиров на борту совершает противоправное действие или кому-то из пассажиров требуется неотложная медицинская помощь.
Что касается случая с высадкой блоггера Армена Мартиросяна, отмечает адвокат, то тут могут возникнуть сомнения. Пассажир прошел таможенных и паспортный контроль на границе с Украиной и находился фактически на территории другого государства. Он не совершал хулиганских действий и не был задержан в Украине по возвращении в аэропорт с предъявлением подозрения в каким-то преступлении.
- Оценивать перспективы судебного процесса, который еще не начался, трудно, но считают, что может признать задержку самолета необоснованной, у белорусской авиакомпании есть шанс выиграть это дело.
При этом, считает юрист, СБУ, по инициативе которой диспетчеры дали указание вернуть самолет, может выступить в процессе третьей стороной.