Небольшой городок Докучаевск находится неподалеку от линии разграничения, на не подконтрольной Украине территории к разного рода "бабахам" тут привыкли. Но этот случай шокировал всех, ведь громыхнуло прямо в здании школы № 4.
В тот день 8-классник Виталий Осмаченко принес на урок математики 5 патронов к крупнокалиберному пулемету "Утес" и попытался разобрать один из них. В итоге боеприпас разорвался прямо у подростка в руках. От взрыва больше других пострадали двое мальчишек - сам Виталик и его одноклассник Максим Бражник, сидевший рядом. Еще пять школьников отделались ссадинами и испугом.
По словам врачей, 15-летний Виталий находится в тяжелом, но стабильном состоянии, у мальчика повреждения обеих кистей, одну руку спасти не удалось, пришлось ампутировать. У Максима - ранение относительно легкое, задет плечевой нерв.
Как выяснилось, патроны школьнику подарил его приятель. Смертоносные предметы мальчик насобирал в полосе, где недавно шли бои, и щедро раздаривал их своим друзьям. Ну а какой же подросток откажется от такого "роскошного" подарка?
Спустя несколько часов после трагедии у местных пацанов конфисковали больше 200 боеприпасов. Педагоги в ужасе - с таким арсеналом подростки могли устроить еще не один взрыв.
Кстати, по данным полиции, в Донецкой области с начала 2015 года и по настоящее время в результате подрывов на разных взрывных устройствах погибли четверо детей, были ранены пятеро.
В целом по Донбассу, по подсчетам ЮНИСЕФ, за минувший год были ранены или погибли из-за мин 28 детей.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Пора вводить "военные" уроки
Психолог Гуманитарного штаба "Поможем" Алена ЛУКЬЯНЧУК:
- Проблема детей и оружия - одна из самых острых тем в Донбассе. И подростки-мальчишки - группа особого риска. Мальчики имеют повышенный интерес к оружию и войне - это естественно, такова их природа. Если подросток видит войну вокруг себя, он пытается эту информацию переварить, понять, исследовать. Родители всячески ограждают ребенка от негатива, могут сознательно избегать разговоров о войне, замалчивать эту тему. И это большая ошибка. Раз уж война пришла в наш дом, закрыть на нее глаза не получится. И если старшие не дадут грамотных ответов на волнующие вопросы, ребенок попытается сделать это самостоятельно. Так что выход один: объяснять не один раз и дома, и в школе. Уроки, где рассказывают, как обращаться с боеприпасами, должны проходить так же регулярно, как и математика, потому что сейчас эта информация не менее важна.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Евгений КАПЛИН, координатор волонтерской организации "Пролисок":
- Для меня видеть ребенка, который несет мину или другой боеприпас - одно из самых тяжелых испытаний в работе волонтера. И, к сожалению, сталкиваться с подобной ситуацией приходилось не раз. Один из таких эпизодов произошел в прошлом году в поселке Луганское Донецкой области, куда мы с командой привезли гуманитарку. И вдруг нам навстречу бежит 9-летняя Даша, а в руках у нее неразорвавшаяся мина. Она кричит: "Смотрите, это в мою комнату прилетело!" (Дашин дом находится в 500 метрах от линии фронта.) В тот момент мы просто обомлели. Аккуратно забрали у девочки эту мину, отошли подальше, вызвали спасателей… но шок не покидал еще долго. Позже я узнал, что у Даши на почве стресса от войны началась эпилепсия. Мы эвакуировали эту семью в тихое место на время пика боевых действий. Но потом Даша с родителями вынуждена была вернуться назад, потому что не хватало денег на аренду жилья.