В ночь на субботу под Ростовом разбился пассажирский "Боинг-737". Борт компании FlyDubai заходил на посадку и, по предварительной информации, зацепил хвостовой частью землю пытаясь уйти на еще один круг. Погибли 55 пассажиров, в-основном граждан России, и 7 членов экипажа. О версиях авиакатастрофы "Комсомолке" рассказал эксперт по безопасности полетов Александр Романов, сам в прошлом командир воздушного судна, несколько лет работавший в зарубежных компаниях в том числе на "Боингах" различных модификаций.
- По той информации, которая у меня есть на данную минуту, картина была такая. Действительно, - плохие погодные условия: ночь, сильные порывы ветра, дождь. Видимость – 700 метров, возможно даже ниже. Экипаж не смог совершить посадку с первой попытки и ушел в зону ожидания. Ждал, кружа над Ростовом, около двух часов. Были еще две попытки совершить посадку. Последняя стала роковой…
- Ваши версии?
- Если самолет во время последнего захода на посадку попал в зону ливня, при попытке включить фары экипаж могло ослепить. Есть такой эффект. Не видели землю. В авиации есть такая поговорка: "Нет земли, нет земли, полный рот земли". Командир в последний момент пытался увести борт, но не успел. Я бы сказал, что такая линия поведения больше присуща иностранным пилотам. Я не один год работал за границей как пилот, хорошо знаю систему. Там у командира гораздо больше полномочий, чем у нас. В России у экипажа большие погодные рамки на принятие тех или иных решений. Зарубежные специалисты в большем количестве ситуаций могут принимать собственные решения. Я не знаю пока, насколько опытный экипаж. Если молодые пилоты, могли и не справиться.
Сейчас все больше похоже на ошибку экипажа. У нас есть понятие "высота принятия решения". То есть, запас до земли должен всегда оставаться. Здесь экипаж садился на свой страх и риск.
- Непонятно, зачем они кружили два часа над аэропортом с плохими метеоусловиями, почему не ушли на запасной?
- Возможно, у них уже не хватало топлива. Хотя об этом они обязательно должны были сообщить диспетчеру. Но пока такой информации нет. Для ростовского аэропорта запасными обычно считаются Краснодар, Ставрополь, чуть дальше – Минеральные воды, еще чуть дальше – Волгоград, Грозный. Варианты были. Любой полет в аэропорт назначения предполагает, что у экипажа есть запасной аэродром, а то и два. У меня одно предположение, почему им важно было сесть именно в Ростове. FlyDubai – серьезная компания, до этого у них не было серьезных авиапроисшествий. Может быть, сесть именно в Ростове с точки зрения сервиса, чтобы не создавать лишних сложностей своим пассажирам. Но я бы все-таки не сбрасывал со счетов и версию, что у них был лимит по топливу.
- Вы говорите, что экипаж садился на свой страх и риск, мог не разобраться с высотой, не увидеть землю. Разве техника не дает четкого представления о высоте?
- Техника на "Боинге 737" - нового поколения, new generation. По сути, она позволяет совершать посадку даже при нулевой видимости, в нулевом режиме. Я не знаю, как они садились. Но могу сказать, что в Ростов я будучи пилотом довольно часто летал. Думаю, что в этом аэропорту вслепую самолет, конечно, не посадить.
- Одна из камер запечатлела момент падения: буквально камнем падает. Почему так могло произойти?
- Ошибочные действия экипажа. Некоторые пилоты при заходе на посадку почему-то начинают увеличивать вертикальную скорость самолета, якобы чтобы быстрей пробить облачность и увидеть землю. Возможно. В данном случае пилоты тоже сделали это сознательно.
- Появилась версия об отказе двигателей.
- Не думаю, что могли отказать двигатели. Даже если это так, "Боинг 737" не свалился бы камнем, он бы планировал.
- Плохие метеоусловия, падения недалеко от ВПП – не напоминает трагедию с польским Ту-154 под Смоленском?
- Действительно, похоже. Хотя сами метеоусловия были разными: там – сильный туман, тут – ночь, ветер и дождь. Экипаж действительно пытался найти полосу, не видя ее. Вообще, по условиям складывается нереальная для посадки картинка. Сильный боковой ветер, плюс сам самолет летит с углом упреждения, с учетом длины борта его положение относительно взлетно-посадочной полосы может постоянно меняться… Не люблю говорить на летчиков, но здесь очень похоже на ошибку экипажа. Командир снижался на свою ответственность.
- ВПП в Ростове – сложная? Что там за оборудование?
- Степной аэродром, никаких гор, никаких препятствий. Думаю, что оборудование позволяет сажать самолеты в любых условиях. Но тут, повторюсь, все было очень сложно.
- Пилоты – иностранцы. Могла быть проблема языкового барьера в общении с диспетчерами.
- Это тоже можно было бы рассматривать как одну из совокупных версий. Наши диспетчеры в-основном обучены, но 4 категория языка, которую им дают, надо признать, она иногда не совсем корректно дается. Все станет ясно, когда следствие получит записи переговоров с черных ящиков.