Загрузить еще

Исчезнувший малайзийский "Боинг" погубили литиевые батарейки?

Исчезнувший малайзийский
Фото: Пассажиры зря волновались: провозить литиевые батарейки в ручной клади и чемоданах по-прежнему можно. Фото: Фотобанк Лори

Интернет кипит: якобы ICAO (International Civil Aviation Organization - Международная организация гражданской авиации) запретила народу летать по миру с планшетами, ноутбуками, фотоаппаратами. Ограничение вроде как начнет действовать уже с 1 апреля. Причина: пожароопасность питающих наши гаджеты литий-ионных аккумуляторов. Все, прощайте, экстремальные селфи с крокодилами, бегемотами?

С гаджетами - можно

Ищу в интернете документ, вызвавший столько волнений и пересудов в народе. Оказывается, совет ICAO принял рекомендацию своей аэронавигационной комиссии о временном запрете перевозки литий-ионных батарей в качестве ГРУЗА на пассажирских воздушных судах. Пустят ли с 1 апреля на борт бедных пассажиров с любимыми айфонами, ноутбуками? Да! Цитирую: "Запрет не применяется  на литий-ионные батареи, упакованные с оборудованием или содержащиеся в оборудовании". То есть в гаджетах. Напрасно граждане волновались. Можно спокойно дальше летать с планшетами, мобильниками, фотоаппаратами, делать селфи в живописных местах планеты на зависть оставшимся дома друзьям и знакомым.

А вот о грузах аккумуляторных поговорим подробнее.

Два года в небытии

Помните трагедию малайзийского Boeing 777-200ER, вылетевшего 8 марта 2014 года из Куала-Лумпура в Пекин? Лайнер пропал спустя 40 минут после взлета. На борту было 239 человек. Прошло почти два года. До сих пор неизвестно, что случилось с тем "Боингом". По одной из версий, самолет был уничтожен взрывом литиевых батарей. Причем следствие отрабатывало эту версию. Выяснилось, что на борту действительно находилась партия литий-ионных аккумуляторов компании Motorola. Общим весом 221 кг! Аккумуляторы были выпущены 7 марта 2014 года и доставлены с фабрики в аэропорт в упакованном виде. Их разместили в грузовом отсеке, в хвостовой части, под задними рядами пассажирских кресел. И вроде бы следователи не обнаружили нарушений упаковки для транспортирования аккумуляторов. Интересно, как они это сделали? По документам грузоотправителя? Самолет-то до сих пор не нашли. В отчете отметили, что с января по март 2014 года Malaysia Airlines совершила 99 поставок аналогичного груза без происшествий. Но, может, сотый раз оказался роковым?

Настоящие бомбы

Среди авиаэкспертов давно ходят разговоры, что литиево-ионные батареи могут самопроизвольно загореться, даже взорваться, если они с дефектом, повреждены, неправильно упакованы или подвергаются воздействию высоких температур. Был даже проведен эксперимент. Около 300 батарей подожгли в грузовом контейнере. К удивлению наблюдателей, крышку контейнера мгновенно снесло взрывом. Откуда взрыв при возгорании безобидных аккумуляторов? Из-за скопления горючих газов, сделали вывод экспериментаторы. При повторении эксперимента результат был такой же. Взрыв!

Инженер авиастроительной компании Airbus Пауль Рорбах заявил, что лайнер в состоянии выдержать пламя, вызванное небольшим количеством литиево-ионных батарей. Однако пожар большой партии может уничтожить самолет. Проведенные в США исследования также показали, что бортовая система пожаротушения не всегда способна справиться с самовозгоранием литиевых аккумуляторов из-за необычайно высокой температуры пламени. Примерно 600 градусов Цельсия. Температура плавки крылатого металла алюминия - 660 градусов. 

На эти батареи эксперты списывают гибель минимум трех грузовых самолетов и четверых пилотов. 

Разрядились и полетели

ICAO пыталось и раньше регламентировать перевозку опасного груза, но отправители находили кучу лазеек, вплоть до липовой маркировки под другими названиями. Поэтому около 30 авиакомпаний разных стран по своей инициативе перестали перевозить литиевые батареи в грузовых отсеках. В целях безопасности. В октябре прошлого года вопрос о запрете таких перевозок пассажирскими лайнерами даже был поставлен на голосование в Международной организации гражданской авиации. Но инициативу тогда провалили.

За запрет голосовали Бразилия, Испания, Китай, Россия, США, представители профсоюзов пилотов и авиастроителей.

У противников оказалось на три голоса больше: Австралия, Британия, Италия, Канада, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты, Франция, Южная Корея, Япония и Международная ассоциация воздушного транспорта.

Опасный груз продолжали размещать рядом с ничего не подозревающими авиапассажирами.

Не прошло и полгода, как вдруг запрет. Что случилось? Видимо, на решение повлияли два январских ЧП подряд с пассажирскими Boeing 787 Dreamliner. Один, задымившийся в воздухе, произвел экстренную посадку в аэропорту японского города Такамацу. На борту находились 137 человек. К счастью, никто не пострадал. У другого "Боинга" задымление в салоне произошло на стоянке в аэропорту Бостона. В обоих случаях источником дыма стали батареи.

Президент совета Международной организации гражданской авиации нигериец Олумуива Бенард Алиу сообщил, что запрет будет действовать до тех пор, пока для опасного груза не разработают новую стандартную огнестойкую упаковку. Вроде бы она появится в 2018 году. На грузовые самолеты запрет не распространяется. Но ICAO рекомендует перевозить транспортными бортами литиевые батареи, заряженные не более чем на 30 процентов.

КСТАТИ

Они кругом

Только в прошлом году в мире было произведено около 5,4 миллиарда литий-ионных элементов питания. Они широко используются в бытовой электронике, в тех же гибридных автомобилях. Большинство аккумуляторов  переправляют по морям-океанам, но около трети - по воздуху.

Новости по теме: Авиарейсы авиасообщение