Вчера бишкекский морг пытались взять штурмом. Обезумевшие от горя люди кричали, плакали, уговаривали врачей. Сотни людей в один сорванный голос молили лишь об одном:
- Отдайте нам тела наших родственников. Дайте нам их похоронить по-человечески.
Патологоанатомы тщетно пытались объяснить обезумевшим от горя людям, что сделать это невозможно.
Но их никто не слышал - люди пытались прорваться вовнутрь. Пришлось вызывать милицию, чтобы сдержать толпу.
Такой страшной авиакатастрофы Киргизия не помнит за всю свою историю. 13 минут полета стали роковыми для более чем 60 пассажиров авиалайнера «Боинг-737-200», вечером 24 августа взявшего курс на Тегеран.
На борту самолета находилось около 90 человек, многие из которых - дети и подростки из юношеской сборной по баскетболу, которые летели на соревнования. Тем же рейсом летели граждане Казахстана, Канады, Турции, Китая, Ирана.
На 5-й минуте самолет уже запрашивал разрешение на аварийную посадку, а на 13-й превратился в огромный факел. Он рухнул, недотянув до аэропорта нескольких километров.
- Это был ад. Самый настоящий ад, - вспоминает один из родственников. - Мне рассказали спасатели, что передняя часть салона почти не пострадала - члены экипажа и пассажиры, сидящие ближе к кабине, спаслись. А все, что за крыльями, там, где топливные баки, превратилось в настоящий крематорий - 66 пассажиров сгорели заживо. Среди них был брат моей жены. Узнав об этом, она слегла в больницу.
Сегодня в Киргизии объявлен общенациональный траур.
Что могло погубить самолет?
1. Теракт
Сразу же после катастрофы появились слухи о том, что это хорошо спланированный взрыв. Однако на первой же официальной пресс-конференции министры чрезвычайных ситуаций и транспорта эту версию напрочь отмели. Зато компания «Итек Эйр», которой принадлежал разбившийся лайнер, выступила с громким заявлением:
- Заметьте, потерпел крушение самолет, в котором летели 55 граждан Ирана, - заявили нам в пресс-службе «Итек Эйр». - Мы предполагаем, что это был именно теракт. В техническом плане нареканий к самолету не было.
2. Ошибка экипажа
На следующий день после происшествия транспортная прокуратура Киргизии возбудила уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта», а выжившие летчики и стюардессы выдержали длительные допросы. Источники в Генпрокуратуре сообщают, что версия человеческого фактора не только не исключается, но и рассматривается как одна из основных.
3. Неисправность двигателей
Все авиакомпании Киргизии, в том числе и «Итек Эйр», не раз попадали в «черный список» Евросоюза из-за несоответствия правилам безопасного полета. Тем не менее последний техосмотр «Боинга-737-200» 4 августа постановил, что самолет пригоден для дальнейшей эксплуатации. Кроме того, за пару часов до рокового вылета самолет прилетел из Москвы - проблем тоже не было.
4. Разгерметизация корпуса
Через несколько часов после трагедии киргизский премьер-министр Игорь Чудинов официально заявил, что причиной катастрофы стала разгерметизация корпуса самолета, из-за которой воздушное судно, потеряв высоту, потерпело крушение. Ему противоречит директор Департамента гражданской авиации Алик Аскаров: он заявил, что на 2-й минуте полета разгерметизация корпуса случиться не могла: высота - не та.