Загрузить еще

Крушение российского самолета: где могла быть заложена взрывчатка

Крушение российского самолета: где могла быть заложена взрывчатка
Фото: Пробоины в борту лайнера с выгнутыми наружу краями напоминают... Фото: Landov/ТАСС

ВЕРСИЯ 1

Таинственные дыры в хвостовой части фюзеляжа

В интернете появились фотографии, на которых отчетливо видны пробоины в фюзеляже с вывернутыми наружу краями. Можно предположить, что это - дыры от поражающих элементов взрывного устройства.

На одном фото видны небольшие отверстия на внутренней стороне двери аварийного выхода хвостовой части "Аэробуса". Такие отверстия могли бы проделать, к примеру, шарики от подшипников. Террористы часто используют их в качестве поражающих элементов.

На других кадрах зафиксированы пробоины покрупнее, края тоже вывернуты наружу. Одну из них, судя по фото, измеряет линейкой специалист. Возможно, взрывотехник. В комментариях к публикации в Фейсбуке также прицеплено трехсекундное видео - фрагмент телерепортажа. На нем эксперт прямо указывает на несколько пробоин. Однако их природа пока не ясна. Информагентства со ссылкой на различные источники уже несколько раз сообщали о том, что следов взрывчатых веществ на обломках лайнера обнаружено не было. Между тем в среду ячейка "Исламского государства" (запрещенная в России организация. - Ред.) на Синайском полуострове вновь взяла на себя ответственность за крушение российского самолета. В заявлении террористов, которое цитирует Рейтер, боевики обещают раскрыть, как они совершили теракт, "как только захотят".

ВЕРСИЯ 2.

Бомбу заложили под кабину пилотов

Известный эксперт по авиакатастрофам Юрий Антипов проанализировал снимки из Египта и пришел к неожиданному выводу. Судя по фото с места авиакатастрофы, можно предположить, что взрыв мог случиться не в хвостовом отсеке, а совсем в другой части борта - в районе отсека передней стойки шасси.

- Прямо под полом кабины пилотов?

- Именно! На это указывает целый ряд улик. Это объясняет тот факт, что пилоты не успели ничего передать по радио. А если б опять же взорвался двигатель, это бы пилотов сразу не погубило. У них бы хватило времени на связь с землей.

- Но есть мнение, что взрыв двигателя повлек мгновенную разгерметизацию салона и все на борту сразу умерли… 

- Это мнение дилетантов про декомпрессию. На самом деле на высоте 10 км перепад давления от разгерметизации составит не более 0,5 атмосферы. Ситуация аналогична всплытию с глубины в 5 метров. Никакой кессонной болезни при этом не происходит.

Наглядным доказательством тому служит реальный случай. В 1988 году на самолете "Боинг 737-200" компании "Аллохо" на высоте 7300 метров произошла взрывная декомпрессия из-за отрыва верхней части фюзеляжа. Прямо за кабиной пилотов. Общая площадь потерянной обшивки составила 35 м2. Самолет благополучно приземлился, управляемый летчиками. Никто из пассажиров не погиб. Даже те, кто находился в зоне отрыва части фюзеляжа.

....следы от поражающих элементов взрывного устройства, которое могло сработать внутри самолета. Фото: Landov/ТАСС

ВЕРСИЯ 3.

Взрыв двигателя

Еще одна версия - у "Аэробуса" мог взорваться двигатель. Ее выдвигали в первые же часы после трагедии.  Самопроизвольного взрыва двигателя - как в голливудских фильмах - произойти точно не могло, рассказал "КП" летчик 1-го класса Андрей Литвинов. - Огненному шару, который сразу разносит самолет вдребезги, просто неоткуда взяться. Ведь для этого большое количество керосиновых паров и кислорода должно было скопиться в замкнутом пространстве (чтобы получился именно взрыв). А в моторе такого места просто нет. Обычно, если происходит нештатная ситуация, двигатель загорается. Но у пилота есть возможность и время отключить подачу топлива и включить внутренние огнетушители. Да и не может пожар закончиться разрушением самолета прямо в воздухе. Горящий двигатель - все-таки не бомба.

Впрочем, самопроизвольный взрыв - не единственная версия.

- Двигатель может разрушиться из-за механического износа, - рассказал "КП" заслуженный пилот России Константин Онохин. - В 70-е годы в Куйбышеве был подходящий случай (правда, о других таких я не знаю). Один двигатель на Ту-124 полностью рассыпался, лопатки турбины пробили обшивку и оказались в салоне. Слава богу, это произошло еще на земле, пассажиров удалось эвакуировать. Будь это на высоте, произошла бы разгерметизация. Но самолет бы не упал. Пилотов готовят к такой ситуации.

 - А могли бы лопатки сломать корпус?

 - Не думаю. У планера много несущих элементов и ребер жесткости. У деталей двигателя хватит энергии, чтобы повредить часть корпуса. Но прочности конструкции должно хватить, чтобы планер не рассыпался.

Итак, самопроизвольный взрыв исключается. Но даже если допустить, что двигатель подорвали заложенной в него бомбой, то против этого говорят два факта. Первый - технического обслуживания лайнер в египетском аэропорту не проходил, а значит, доступа к моторам не было. Второе, как утверждает наш эксперт Юрий Антипов, при взрыве двигателя в первую очередь пострадало бы крыло, к которому он прикреплен: оно обломилось бы частично или полностью. Но на фото с места крушения мы видим: крылья хотя и сгорели, но полностью сохранили свою начальную геометрию. Даже если абстрактно предположить, что двигатель взорвался, то есть вышел мгновенно из строя, самолет бы не смог после этого кратковременно увеличивать скорость и высоту полета на одном работающем двигателе, как то зафиксировали спутники Flightradar. 

 

ВОПРОС РЕБРОМ

Мог ли на борту быть смертник?

- Что за бомба могла быть использована в самолете? - этот вопрос мы задали уже специалисту взрывного дела  Денису Днепровскому. 

- Взрывчатки надо совсем немного, а поражающие элементы на такой высоте не нужны. Не думаю, что в самолете был смертник. В нем нет необходимости: взрывное устройство с таймером могли просто подложить в багаж. При взрыве такой бомбы в салоне самолета (замкнутое помещение имеет постоянное давление, отличное от того, что за бортом) создается избыточное давление, которое приводит к разгерметизации, разрушению фюзеляжа, переборок самолета, электрики и детонации топлива. В этот момент нарушение аэродинамики под воздействием инерции приводит к тотальному разрушению лайнера. Алюминиевые фрагменты фюзеляжа с высоты в 9000 метров может разнести воздушными течениями на значительные расстояния. 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Украинским самолетам запретили летать над Синайским полуостровом

Катастрофа российского самолета над территорией Синайского полуострова заставляет авиаслужбы вводить меры предосторожности. Буквально на следующий день после трагедии ряд авиакомпаний, в том числе Air France и Lufthansa, временно прекратили полеты над Синаем, ведь до сих пор не понятны причины авиакатастрофы. 

Вслед за этим и Государственная авиационная служба Украины запретила всем украинским авиаперевозчикам выполнять полеты в воздушном пространстве Каирского района полетной информации (над Синайским полуостровом). 

- Запрета на полеты в аэропорт "Шарм-эль-Шейх" нет, просто происходит корректировка воздушных коридоров, - пояснили "КП" в Украине" в Госавиаслужбе.

Некоторые украинские авиакомпании и до этого облетали неспокойный регион.

- В районе Синая пролегают три маршрута авиакомпании МАУ - в Шарм-эль-Шейх, Амман и Дубай, - рассказали в пресс-службе крупнейшего отечественного перевозчика. - Воздушные коридоры всех вышеуказанных рейсов проложены таким образом, что самолеты МАУ не входят в воздушное пространство над Синайским полуостровом: рейсы в/из Дубая и Аммана облетают данный район с восточной стороны, а рейсы в/из Шарм-эль-Шейха - с западной.

По заверениям компании, такой облет никак не сказывается на расписании и все рейсы выполняются вовремя.