Загрузить еще

"Иволга" затонула из-за капитана и чиновников

Фото: В актватории Черного моря запрещен выход малых судов. Грядет проверка их состояния, экипажей и прочего. Фото: Максим ВОЙТЕНКО

В Украине много лет не было трагедии, которая произошла на Черном море с "Иволгой". Страшная гибель 17 человек остро поставила вопрос: кто проверяет выход судов в море и можно ли было не допустить нарушений, приведших к катастрофе? 

Капитан "Иволги" совершил все возможные ошибки 

Эксперты судоходной отрасли в один голос называют трагедию с "Иволгой" случаем из ряда вон выходящим. Дескать, такого в стране не было, чтобы нарушения в эксплуатации судна заканчивались катастрофой подобного масштаба. 

- Такое судно считается малым, его вместительность до 12 человек. Тогда как пассажирским судно считается, если может перевозить от 12 человек. Так что перегруз на "Иволге" почти в три раза - ошибка недопустимая, - говорит генеральный директор Регистра судоходства Украины Кирилл Шаламай. 

Однако не только перегруз стал фатальным для пассажиров "Иволги". 

- Судно попало в море в шторм в предельных для себя условиях. Капитан обязан был приказать людям спуститься в трюмы и задраить все люки. Таким образом повысилась бы устойчивость судна. Даже если бы "Иволга" была перегружена, но с задраенными люками, она могла наклониться, но не перевернулась бы. Вместо этого люди находились на верхней палубе, центр тяжести был повышен. Эти три ошибки вместе - нонсенс в судоходстве, - считает Шаламай. 

Никакого контроля

Орган, совершающий проверку судов - Укрморречинспекция, - сейчас находится в стадии реорганизации. Однако сотрудники инспекции признаются: сколько в Украине компаний, чьи суда возят пассажиров с нарушениями, не знает никто.  

- У нас любой выход судна регламентируется капитаном порта, выходят в море только с разрешения инспекции портового надзора, - говорит зампредседателя правления Украинского Дунайского пароходства Юрий Мицкевич. - Для получения такого разрешения нужен, в частности, список пассажиров, которые находятся на борту. Частные суда, закрепленные за базами и яхт-клубами, тоже должны получать разрешение, откуда бы они ни выходили. Однако, как показывает трагедия с "Иволгой", эти требования не соблюдаются. 

Помимо количества пассажиров, капитан судна указывает в журнале порта, когда должен вернуться, чтобы в случае задержки диспетчер мог связаться с ним и узнать, почему оно опаздывает. 

- Но на деле никто не контролирует, правда ли на судне 12 человек или в три раза больше. Никто не проверяет, безопасно ли выходить в шторм, есть ли спасательные жилеты в достаточном количестве, задраены ли люки, соблюдена ли техника безопасности, трезвый ли капитан, в конце концов, - говорит Кирилл Шаламай. 

По его словам, в Кабмине лежит документ, в котором продвигается идея, что технического наблюдения за малым флотом вообще не должно быть. 

- То есть предлагается вывести из-под технического надзора 95% малого флота. И оставить это все на ответственность судовладельца. Не думаю, что это улучшит ситуацию, - говорит наш собеседник. 

Киевские причалы в аварийном состоянии 

Помимо судов, которые плавают с нарушениями, в стране есть огромное количество пристаней, причалов и всевозможных яхт-клубов, которые эксплуатируются без документов. "Иволга", как известно, вышла именно из такой несертифицированной стоянки. Помимо отсутствия документов, есть и проблема аварийного состояния причалов.

- Никто не знает, безопасно ли там вообще плавать. Особенно актуальна эта проблема для столицы. Половина киевских причалов находится в аварийном состоянии, при этом на них швартуются прогулочные катера. А ведь трагедия может произойти и на причале, - говорит Кирилл Шаламай. 

Эксперты судовой отрасли признаются: ввиду безответственного отношения частников к вопросам безопасности остается надеяться на сознательность самих пассажиров. Которая, к сожалению, проявляется только после трагедий. 

- После того как в России утонул теплоход "Булгария", каждый третий пассажир, перед тем как купить билеты, спрашивал: "Это безопасно? У вас есть жилеты? Можно ехать с ребенком?", - вспоминает менеджер речного пассажирского экскурсионного агентства Киева Елена Дзюбан. - И каждому по требованию мы показывали диваны на верхней и нижней палубах, в которых находятся взрослые и детские жилеты и все проверочные сертификаты. За восемь лет всякое было. Люди прыгали за борт, устраивали дебош на палубе. Разные пассажиры попадались, человеческий фактор всегда нужно учитывать. 

Большие экскурсионные агентства относятся к перевозке пассажиров ответственно: помимо честного прохождения проверок, некоторые нанимают специального человека, который "дрессирует" команду судна - проверяет готовность к пожару, пробоинам, даже засекает скорость, с которой члены команды достают жилеты. Но это - скорее исключение. В остальных случаях пассажирам остается лишь надеяться, что их судно приплывет к берегу без приключений. Увы, на то же надеялись и пассажиры "Иволги". 

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА

Александр Грильберг погиб при крушении "Иволги".

"Люди пытались выбраться, карабкались по головам и топили друг друга"

Семья Грильбергов в один день чуть не потеряла двух братьев 17 октября семья Грильбергов из Одессы не забудет никогда - при крушении судна "Иволга" под Одессой погиб старший брат Александр Грильберг, а младший Геннадий чудом остался жив. Дочь выжившего рыбака Мария говорит,  что отец до последнего не хотел ехать в тот день на море.

- У отца возникли сомнения, говорил, какое-то нехорошее предчувствие появилось, - рассказывает Мария. - Однако старший брат настоял. 

Поэтому, взяв жену и внучку, Геннадий Грильберг отправился на дачу в Затоку - отдохнуть и порыбачить.

- На рыбалку папа и дядя Саша ездили почти пять лет. В пять утра они выходили в море и в два возвращались обратно, - рассказывает девушка. - Но в этот день все пошло не так. Я была на работе, когда в панике позвонила мама - говорит, услышала, что "Иволга" перевернулась.

Когда Геннадий увидел, что волной начало смывать пассажиров, а корабль стал переворачиваться, он сам прыгнул в воду - как можно дальше от судна. Уже в море мужчина начал снимать с себя куртку. 

- Если б я не догадался снять все тяжелые вещи, которые тянули меня вниз, даже не знаю, чем это все закончилось, - сказал потом родным Геннадий. - А возле судна в это время началась паника, все начали друг на друга лезть и топить…

Чтобы разложить спасательный плот, рыбакам пришлось постараться. У одного из мужчин оказался нож, и он принялся разрезать изоленту и шнур.

- Силы были на исходе. Если б у Кости не было ножа, мы бы все, наверное, погибли, - сказал глава семьи. - Тело онемело от холода, мы буквально зубами начали затаскивать людей на плот. Рядом со мной в воде оказалась одна из пассажирок. Девушка была в шоковом состоянии - только что на ее глазах утонул муж, и никто не смог ему уже помочь…

В холодной воде на плоту люди пробыли почти полтора часа. Когда добрались до берега, несмотря на переохлаждение, от госпитализации Геннадий отказался - торопился успокоить жену и детей.

- Папа приехал весь синий и в одних трусах, в шоковом состоянии. До сих пор морально и физически чувствует себя плохо, весь на нервах, - говорит Мария.

Девушка говорит, что еще на берегу братья обратили внимание на количество пассажиров "Иволги" - их было около 40, в то время как обычно в море выходило 13-14 человек. В произошедшем родственники Геннадия и Александра Грильберг винят капитана судна.

- Должен быть наказан тот человек, который не подумал, чем это все может закончиться. В первую очередь капитан, - сказала дочка Геннадия. - Люди шли на рыбалку отдохнуть, а обернулось это такой трагедией.