25 декабря
Загрузить еще

Потерпевшие с затонувшей "Иволги": "карабкались как могли, но волны сбивали нас с борта"

Потерпевшие с затонувшей
Фото: Катер взял на борт слишком много пассажиров. Фото: Соцсети

Старенький теплоход из-за перегруза не выдержал небольшого шторма и затонул, погубив 14 человек.

В субботу под Одессой произошла масштабная трагедия, в результате которой погибло 14 и пострадало 22 человека. Пятерых опознать не могут до сих пор. Катастрофу уже назвали беспрецедентной, подобных происшествий на Черном море не случалось со времен СССР.  

Хватило небольшой волны

Выживший в крушении Дмитрий Мартынов из Кировограда с ужасом вспоминает те события, говорит, что судно уже возвращалось в порт, когда большая волна перевернула катер.

- Мне с утра море не понравилось, уже тогда немного штормило, - рассказывает мужчина. - К обеду волны становились все больше, а после того как мы повернули обратно, произошел боковой удар - и лодка перевернулась. Мы как могли карабкались, но волны смывали с корпуса людей, и нас раскидало в разные стороны.

В субботу, 17 октября, примерно в 7 часов утра водолазный катер "Иволга" отчалил от причала в курортном поселке Затока - вместо 12 пассажиров, на которых рассчитано судно, на борту находилось 33 любителя рыбалки и три члена экипажа.  Теплоход был приписан к Белгород-Днестровскому порту, однако в последнее время его использовали для морской рыбалки. Диспетчеры рассказывают, что группа была сборная, мужчины приехали из Одессы, Киева, Кировограда и Белгород-Днестровского. 

- Погодные условия были на грани возможностей этого судна - ветер был почти 10 метров в секунду, волна - около двух метров, - рассказывает замминистра инфраструктуры Юрий Васьков. - К обеду волна стала больше двух метров, ветер достиг 14 метров в секунду. Около 15.30 судно опрокинулось. Предварительная причина - налицо почти трехкратный перегруз пассажирами этого судна, ошибка при маневрировании. 

Железнодорожники не помогли пострадавшим

На судне даже не запустили сигнал SOS, а спасатели узнали об экстренной ситуации лишь благодаря тому, что могли прослушивать открытые радиочастоты. Рядом находился буксировочный катер, но он не мог дойти до места ЧП.

- Капитан был готов отправиться на помощь, но не мог пройти на место крушения из-за расположенного там раздвижного железнодорожного моста, - рассказал и. о. районного прокурора Белгород-Днестровской области Александр Захарьев. - Если бы мост подняли, жертв можно было бы избежать, но дежурные железнодорожного управления отказались это делать. 

В пресс-службе ГСЧС уточняют, что вызов поступил в 15.38, спасатели прибыли на место ЧП уже через 6 минут после вызова. 

- Чтобы достать людей на плоту, двум спасателям пришлось обвязать себя веревкой и зайти в море на 30 метров, - говорит начальник отдела по связям с общественностью Ольга Левчук.

Свидетель происшествия Александр Тихоненко рассказал нам, что спасшиеся рыбаки добрались до берега на плоту.

- Все, кто был на берегу, тут же кинулись обогревать людей, несли чай, одеяла, - говорит он. - Люди были в состоянии шока, не все понимали, что происходит…

Пять тел жертв не опознали

18 человек доставили в районную Белгород-Днестровскую больницу. Большинство пострадавших получили легкие повреждения и переохлаждение. В тот же вечер больницу покинули три человека, уже к следующему утру в больнице остался только 46-летний одессит Владимир Турица. У него единственного серьезные травмы - перелом одной ноги и двойной перелом второй. Владимир попал под винт судна, когда катер перевернулся. Ему провели операцию, врачи говорят, что пациент находится в стабильном состоянии.

Тела 12 жертв кораблекрушения достали на берег вечером того же дня, и лишь два человека оставались пропавшими без вести. Их тела нашли утром воскресенья. Пять человек остаются до сих пор неопознанными.

Один из погибших, по предварительной информации, бывший главврач детской поликлинники № 6 Олег Пивак. В тот день он отправился на рыбалку со своим племянником Александром, молодому человеку удалось спастись.

- Он был нашим другом. Мои дети выросли на его глазах, с его помощью и опекой. Невосполнимая утрата, - рассказывает в соцсетях одесситка Елена Волкова. - Мы в ужасе, что это правда! Наш самый лучший детский врач погиб в этой катастрофе.

Родители маленьких пациентов Олега Евгеньевича в один голос твердят - он был врачом, что называется, от Бога. Отличный диагност легко находил общий язык и с детьми, и с родителями.

14 человек погибли. Фото: Соцсети 

ТТХ

"Иволга" - бывший водолазный катер проекта РН-376У "Ярославец". Длина судна - 21 м, ширина - 3,98 м, максимальная скорость - 10,4 узла, мощность двигателя - 150 лошадиных сил. Вместимость - 12 человек. Один такой катер находится до сих пор на вооружении ВМСУ.

Специалисты говорят, что катера этого проекта всегда предпочитали использовать на реках. Для моря их устойчивость недостаточна, а в шторм на них лучше вообще не выходить.

Есть мнение

"Это большой бизнес. Трагедия не была случайной"

Власти Одесской области заявили о проверках малых суден после трагедии.  

- В бухте - огромное количество устаревших плавсредств, которые не отвечают требованиям, но это большой бизнес, который крышевали и на который закрывали глаза. Теперь только после прохождения проверки будет предоставляться разрешение на выход из бухты и перевозку пассажиров, - заявил Саакашвили. - Основная причина крушения судна - отсутствие порядка. К тому же в Одесской области всего два инспектора от Министерства инфраструктуры, занимающихся мелкими судами.

В свою очередь прокурор области Давид Сакварелидзе отметил, что у ГСЧС и ранее была информация о том, что катер "Иволга" нарушал правила перевозки пассажиров. 

- Если один государственный орган знал, что там перегруз, то почему не нашлось тех, кто предотвратил? - заявил Саакашвили. - Это проблемы системы. Трагедия, по сути, была не случайной.

КСТАТИ

Капитана вынудили выйти в море

Вице-премьер-министр Геннадий Зубко заявил, что капитан судна нарушил все возможные инструкции: допустил перегруз корабля и вышел в море в шторм, и не из своего порта, а от причала на пляже, а после крушения пропал и не выходил на связь. 

- Капитан вернулся домой. Там его, в стельку пьяным, и задержали. Таким его привели в милицию, - позже заявил губернатор Михаил Саакашвили.

Теперь рулевому катера "Иволга" грозит до 10 лет тюрьмы. В МВД заявили, что уголовное дело начато по ч. 3 ст. 276 "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта". 

По словам Саакашвили, других спасательных плавсредств, кроме плота, на борту не было. Однако супруга капитана Елена заверила нас, что катер был оснащен всем необходимым.

- На судне было все, что нужно: жилеты, круги и спасательный плот. Именно его капитан и выбросил на воду, на нем удалось спасти большую часть пассажиров, - защищает капитана жена. - Погода была нормальной, такая волна не считается критичной для данного типа суден. В этот день выходили и менее габаритные суда, при этом все возвращались без происшествий. 

В пользу капитана высказался также один из пострадавших. Он говорит, что капитан не хотел выходить в море с таким количеством пассажиров. 

- Однако приехало несколько компаний, мужики за все уплатили и требовали рыбалки. Его буквально вынудили выйти в море, - говорит он.

Список погибших пассажиров "Иволги"

  1. Кандайров Владимир Сергеевич, 18.04.1976 г.р.;
  2. Унтило Николай Михайлович, 27.02.1952 г.р.;
  3. Руснак Александр Петрович, 10.12.1971 г.р.;
  4. Пивак Олег Евгеньевич, 03.02.1961 г.р.;
  5. Идомский Владимир Анатольевич, 1952 г.р.;
  6. Ганенко Владимир Анатольевич, 20.11.1967 г.р.;
  7. Поркорь Владимир Александрович, 1970 г.р.;
  8. Грильберг Александр Дмитриевич, 21.07.1956 г.р.;
  9. Пензин Павел Георгиевич, 1951 г.р.;
  10. Десатов Владимир Александрович;
  11. Муромец Алексей Владимирович, 15.04.1973 г.р.;
  12. Чебан Виктор;
  13. Коржеван;
  14.  
  15. Юрий.