Вернуться к ее обсуждению нас заставил случай, произошедший 17 сентября в Словакии. В сорока километрах от границы с Украиной там упал небольшой самолет. На его зеленом хвосте виднелся яркий желто-голубой флажок. Многие тут же заговорили: это не простой самолетик - в нем явно что-то есть…
Аварийная посадка
Самолет приземлился на востоке Словакии, возле села Нижний Хрушов утром. Сел на поле местного сельхозкооператива.
- Местные жители услышали треск около пяти часов утра, - говорит местный мэр, передает Vranovsky Korzar.
Туда сразу же направились пожарные и полицейские. Однако ни пассажиров, ни пилота они не обнаружили. На них вышли позже, когда один украинец привез в расположенную неподалеку больницу мертвого младшего брата.
"В 5 утра в больницу города Михаловцы на Шкоде Фабиа приехал 36-летний житель Мукачево, Закарпатская область. В машине было тело его 34-летнего брата. Мужчина утверждал: его сбил неизвестный автомобиль. Однако какой именно и где, он не помнит из-за сильного стресса", - пишут на cas.sk.
Следователей полиции это насторожило, поскольку от места аварийной посадки больница совсем близко. Стали разбираться. Оказалось, чутье их не подвело. Погибший мужчина действительно был за штурвалом "Шмеля", на котором контрабандисты перевозили свой товар.
"На то, что этот самолет вез незаконный груз, указывают большие отверстия в задней части самолета. Там и могла быть контрабанда, скорее всего сигареты. Неподалеку от него валялись разорванные документы на украинском языке. Пилот, вероятно, хотел замести следы и попытался поджечь самолет, но почему-то не успел", - сообщают словацкие СМИ.
В деле - профессионалы
Губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль, который ранее объявил войну контрабанде, уже отчитался: лица контрабандистов установлены. Это семь жителей Мукачево и Мукачевского района. За штурвалом был 34-летний Виталий Ц. Он получил смертельные травмы во время аварийной посадки.
Москаль считает: авария произошла из-за неопытности пилота. Но мукачевцы в это не верят. Они утверждают, что авиаконтрабандой занимаются профессионалы. Уж слишком дорого она обходится, да и дело довольно рисковое - можно легко засветиться. Поэтому ни в самолеты, ни на дельтапланы кого попало не пускают.
- Мы постоянно слышим гул над головой. У нас на эти самолеты даже собаки не лают, коровы привыкли, не пугаются, - говорит местная жительница Элеонора. - Когда проходила спецоперация пограничников, было затишье. Сейчас вот опять залетали.
Как рассказал "КП" в Украине" помощник главы Госпогранслужбы Олег Слободян, малую авиацию для перевоза контрабанды стали активно использовать после того, как в регионе жестче взялись за это дело. Традиционные тайники в вагонах и машинах пограничники уже знают и легко находят нелегальный товар, спрятанный там. Дельтапланы, квадрокоптеры, планеры им засечь сложнее.
- Взлетают в основном по ночам с дорог, полей. Для разгона длинная трасса им не нужна. Управляют ими преимущественно профессиональные летчики или люди, изучавшие летательные аппараты. Прилетев на место, они сбрасывают груз и возвращаются обратно, - поясняет Слободян.
"Падают" сигареты в основном в Польше, Словакии, Румынии, Венгрии. Часть остается там, а часть отправляется в Италию и другие страны ЕС. Там курево продают за 3-5 долларов за пачку.
КСТАТИ
Что интересно, используются для контрабанды в основном самолетики из Донецкой, Винницкой и Полтавской областей. Их нанимают специально для рейса. По воздуху перебрасывают чаще всего сигареты, в поездах и машинах везут янтарь, продукты, наркосодержащие лекарства, реже - мясо.