22 декабря
Загрузить еще

Потерпевший авиакатастрофу россиянин: чтобы выжить, я рычал на белых медведей

Потерпевший авиакатастрофу россиянин: чтобы выжить, я рычал на белых медведей
Фото: Фото: facebook.com

Шел на мировой рекорд

- Сергей получил удостоверение пилота-любителя в начале 2008-го, - рассказал "КП" один из его приятелей. - Летал много, учился с каким-то юношеским азартом.

Уже через три месяца он установил свой первый мировой рекорд. На вертолете Robinson 22 (его вес - меньше тонны) Ананов пересек практически всю Россию. На нем же побил рекорды по дальности полета без дозаправки. И начал мечать о кругосветке.

- Таких путешествий в мировой истории было всего два - в 1997-м и 1992-м летали американцы, - продолжает знакомый Ананова. - Но на подобных легких вертолетах никто никогда вокруг света не летал. Авантюрная затея! Но надо знать Сергея...

13 июня он стартовал прямо с фестиваля "Вертослет" в Подмосковье. Помахал собравшимся ручкой и полетел на своем Robinson 22...

Плыл в одном нижнем белье

Что было дальше,  "КП" рассказал сам Сергей Ананов:

- Я был на финишной прямой. Пролетел 33 тысячи километров из 38 тысяч - над Россией, Америкой, Канадой. Оставался финальный отрезок: Гренландия - Исландия - Фареры - Москва. Летел хорошо. Но вдруг лопнул один из приводных ремней. Машина потеряла половину мощности. Пришлось снижаться. Мягко сел на воду. Салон тут же залило. Успел схватить сумку и сложенный надувной плот. Спутниковый телефон так и остался в кабине. Проплыл метров 50 до льдины. Она была небольшая, 15 метров в диаметре, но высокая.

Сергей знал, что радиомаяк успел подать сигнал, его будут искать.

- Первый спасательный самолет прилетел часов через пять, летал над облаками, но из-за тумана меня не увидели, хотя я подавал сигнал факелом (они были в сумке).

- О чем думали в этот момент?

- Понимал, что спасатели вернутся. Делал все, чтобы оставаться в сознании. Соображать, шевелить руками-ногами - иначе найдут только тело. Вырыл на льдине ложбинку и лег. Надул плот, сверху им прикрылся, чтобы не унесло в море.

В момент падения одежды на мне не было никакой, кроме нижнего белья. Комбинезон надел уже на льдине. Внутри он был весь мокрый. Температура воды - около нуля. Воздуха - примерно +5. Но при этом ветер, затем дождь. Я даже проделал дырки в носках, чтобы вода вытекала...

Обезвоживание мне не грозило: во рту я топил лед. Из еды было несколько протеиновых галет - в общей сложности на 2000 калорий. А при такой температуре я по 1000 калорий терял в два-три часа.

И пришли мишки...

- К концу первого дня ветром нанесло льдины. Островок стал ледяным полем. И пришли мишки. Поодиночке - большие самцы. Дыхание самого первого я услышал уже в двух метрах от себя. Но не помирать же! Выскочил из-под плота и бросился на медведя! Он дрогнул и повернул. Зверь перепрыгнул на другую льдину, а я поднял руки и рычал - в этом своем красном комбинезоне. Не знаю, различают ли медведи цвета, но он все-таки ушел. Так медведей и отпугивал.

В таких операциях 50 процентов успеха - усилия спасателя, другие 50 - усилия самого спасаемого. Если не знаешь точную точку, глазами найти кого-то в арктических условиях, особенно когда туман, практически невозможно. Но к концу второго дня туман рассеялся, я увидел огни корабля спасателей и подал сигнал последним факелом. Если бы это был вертолет - два-три человека наблюдателей, - могли и не заметить. А тут на мостике корабля человек двадцать. Третий помощник капитана увидел мой догорающий факел.

Ананова тепло приняли на борту канадского ледокола. И очень удивились: ну царапины, ссадины. А в целом - человек в норме. Только спустя двое суток после спасения Сергей почувствовал, что начинает подниматься жар. И все это время ощущал легкое покалывание на кончиках пальцев рук и ног. Возможно, все-таки отморозил.

- Только не надо говорить про какое-то там геройство, - просит в трубку телефона с другого конца света Сергей. - И в гораздо более сложных ситуациях было огромное количество промысловиков, охотников. Я просто боролся за свою жизнь.

- Рискнете повторить перелет?

- Сложный вопрос. Я и так-то еле уговорил жену и детей, чтобы отпустили. Не уверен, что готов опять заставить их ждать и переживать.

 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Хищники не были голодными

- Белый медведь - самый опасный в Арктике хищник, - говорит Иван Фролов, директор Арктического и Антарктического НИИ. - Но в разные периоды эти животные себя по-разному ведут. У Гренландии, где упал вертолет, насколько я понимаю, была открытая вода. Значит, мишки сытые: есть возможность ловить рыбу. Они не склонны делать себе запасы впрок. Сытые нападать не будут. Скорее просто полюбопытствуют.

Выбрал не то время

- То, что задумал Сергей Ананов, - очень сложный проект, - считает Вадим Базыкин, заслуженный пилот России, 10 лет летавший на вертолете в Арктике. - Возможно, если бы он знал Арктику, он выбрал бы для полета другое время. Проще было бы это сделать, например, в апреле. Появляется солнце, погода более стабильная. Впрочем, мы порой слишком много говорим о разумности и логичности. Если бы в свое время Михаила Лазарева остановили, мол, куда ты полез, там опасно, - кто бы открыл Антарктиду? В общем, при встрече я Сергею Ананову крепко пожму руку.