21 ноября
Загрузить еще

Немецкий принц хочет отобрать у Полтавы 6 картин

Немецкий принц хочет отобрать у Полтавы 6 картин
Фото: Принц Эдуард фон Анхальт намерен вернуть собственность предков.

Жители немецкого города Дессау обнаружили в Украине следы картин, исчезнувших из местного замка во время Второй мировой войны. Директор культурного фонда Дессау-Вёрлитц Томас Уайт заявил, что случайно, во время подготовки художественной выставки, увидел  пропавшие полотна на сайте Полтавского художественного музея. Тут же объявился и хозяин картин - принц Эдуард фон Анхальт, решивший вернуть фамильные ценности.  

Решили воспользоваться войной?

Немецкое издание Mitteldeutsche Zeitung подробно описывает историю каждой картины - портреты принцев и принцесс Анхальт. Указывает имена известных художников (Лукас Кранах, Антуан Пэн), покупателей, продавцов и вероятных наследников полотен, а также называет фактическим наследником 73-летнего  Эдуарда фон Анхальта. О том, что во время войны ценности из частной коллекции фон Анхальт вывезли именно в Украину, подозрения были давно, ведь в городе пребывали войска Украинского фронта.

Представители фонда надеются в ближайшее время выйти на контакт с полтавскими коллегами и попросить более качественные фото полотнищ, чтобы убедиться в подлинности картин.

Тем временем фон Анхальт не оставляет надежды вернуть картины своих предков. Приобщил к этому делу и политиков, и Немецкий центр культурных ценностей в Магдебурге.

- Эти картины - большое культурное наследие нашей страны. Между Украиной и Германией сейчас дружеские отношения, наше государство поддерживает Украину во время кризиса. Поэтому она должна сделать шаг навстречу, - считает Эдуард фон Анхальт. - Я предполагаю, что утерянная собственность моей семьи хранится не только в Полтаве, но и в Киеве. Большинство картин - в хранилищах, где они могут просто сгнить.

Принц понимает, что во время Второй мировой немецкие оккупанты уничтожили много объектов искусства в Украине и России, но не согласен компенсировать эти потери своими картинами. Он призывает международных специалистов посетить музеи и посмотреть все работы.

На этой фотографии с экспозиции Полтавского художественного музея немцы узнали свои картины (слева и справа от прохода). Фото: Сайт Полтавского художественного музея и газеты Mitteldeutsche Zeitung

Картины попали в Полтаву легально

Пока что в Полтаву с подобными намерениями никто не приезжал и не обращался, но о статье в немецкой газете работники Полтавского художественного музея знают. И к разговору с журналистами тщательно готовились. Точнее, не к беседе и комментариям, а к письменной переписке. Директор музея Ольга Курчакова сообщила, что всю информацию о вышеупомянутых картинах изложит только в официальном ответе на запрос в горсовет или управление культуры.

А бывший директор Полтавского художественного музея Ким Скалацкий, который занимал эту должность более 25 лет, считает, что полотна вывезли легально, поэтому нет никакого законного основания для их возврата. 

- Портреты принцесс, картина "Карл фон Анхальт" Лукаса Кранаха и портрет Фридриха II действительно хранятся в Полтаве. И немецкие полотна есть практически в каждом областном центре Украины, - уверяет Ким Григорьевич. - Согласно праву на получение репарации (материальной ответственности за нанесенный ущерб  государствами-агрессорами), Полтавский музей законно получил немецкие картины. В 1943 году фашисты вывезли из Полтавы практически всю коллекцию художественного музея (около 17 тысяч экспонатов). И в 1947 году научный сотрудник музея Павел Горобец получил в Киевском музее западного искусства картины, привезенные из Германии,  взамен утерянных. Официально! Честным путем! Есть соответствующие акты. 

Впрочем, даже 6 ценных полотен никак не восполнили потери музея. Навсегда утеряны  работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Караваджо. Пропали и уникальные 5-метровые картины Ивана Мясоедова "Поход аргонавтов", "Вакханалия", "Отдых амазонок после боя в лесу", которые из-за большого размера музейщики не успели эвакуировать во время войны.

- Так что немцы не имеют права собственности на работы, которые попали в музей легальным путем. Любой юрист это подтвердит, - утверждает Ким Скалацкий. - Если эти картины так дороги немцам, пусть обращаются официально и договариваются про адекватный обмен. Например, на границе Германии и Швейцарии есть секретные хранилища произведений искусств, вывезенных из СССР. Мы там полтавских картин не нашли, к сожалению. Но в нем хранятся другие интересные работы…