22 декабря
Загрузить еще

Волонтеры: За бумажный пропуск в зону АТО берут взятки

Волонтеры: За бумажный пропуск в зону АТО берут взятки
Фото: Фото: REUTERS

Тема пропусков остается самой болезненной для тех, кто хочет выехать и въехать за линию разграничения. Уже больше трех месяцев чиновники и силовики не могут наладить систему выдачи разрешений, больше месяца обещают запустить электронный способ подачи документов. На деле десятки тысяч людей ждут разрешительный кусочек картона по два месяца, а для многих получить пропуск и вовсе остается невыполнимой задачей.

Активистам жалуются на коррупцию и унижения

 - Только за месяц наша горячая линия приняла 3511 звонков. Самый большой процент - это обращения, связанные именно с вопросами по пропускам, - рассказывают волонтеры "Донбасс SOS", которые помогают переселенцам. - По результатам обработанных звонков мы вынуждены констатировать: пропускная система несовершенная, она не жизнеспособна и неэффективна.

Список проблем, которые волонтеры изложили в открытом письме президенту и главе СБУ, растянулся на 10 пунктов с несколькими подпунктами.

- Номера телефонов координационных штабов, где делают пропуска, как и горячая линия СБУ постоянно то заняты, то выключены или просто не отвечают на звонки. Узнать какую-либо информацию по пропуску невозможно, - перечисляют волонтеры. - Анонсированная электронная система пропусков официально не запущена. Пропускная система породила новую волну взяточничества и коррупции - стоимость пропуска - от 300 до 1200 гривен. Система получения "платного" пропуска существует почти официально. Те, кто хочет проехать через один блокпост без пропуска, дают взятку от 50 до 200 гривен. Те, кто выезжают с неконтролируемой территории без пропуска, должны предъявлять "справку переселенца". Об этом не сказано ни в одном из официальных сообщений, но ее непременно потребуют. Неадекватное поведение со стороны некоторых военнослужащих порождает ситуации, которые унижают человеческие и гражданские честь и достоинство.

Больше месяца обещают запустить электронный способ подачи документов. Фото: REUTERS

Тут же волонтеры предложили, как оптимизировать систему. Впрочем, пока неизвестно, одобрят ли план власти и сколько времени уйдет на наладку, если "добро" таки дадут.

Тем временем проехать через блокпосты с каждым днем становится все сложнее: огромные очереди, долгие проверки и все меньше перевозчиков, желающих идти на риски и возить пассажиров. 

Через блокпосты возить все труднее 

- Для нас каждый проезд через линию разграничения - настоящее приключение, - поделился с "КП" в Украине" на условиях анонимности один из перевозчиков, который отправляет автобусы из Донецка в Киев. – Абсолютно невозможно догадаться, как будут проверять, пропустят или отправят обратно, возьмут денег или придется уговаривать. Со стороны "ДНР" тоже не без проблем: ходят слухи, что и вовсе запретят нерегулярные перевозки, разрешат ездить только тем, кто зарегистрируется в их "Минтрансе".

Легально въехать за линию разграничения в Луганской области и вовсе стало практически невозможно. Губернатор региона Геннадий Москаль распорядился закрыть единственный пункт пропуска на "ЛНРовские" территории для всего транспорта, кроме легковушек.

- Запретить регулярные и нерегулярные сообщения автобусами и грузовым автотранспортом, которые двигаются на территорию, не подконтрольную украинским властям, - говорится в распоряжении. - За исключением спецавтомобилей ВСУ, МВД, СБУ, Пограничной службы, ГосЧС, специального медтранспорта и транспорта по предоставлению ритуальных услуг, машин коммунальных предприятий и гуманитарных грузов.

Те, кто хочет проехать через один блокпост без пропуска, дают взятку от 50 до 200 гривен. Фото: REUTERS 

Объяснили запрет в обладминистрации активизацией обстрелов и диверсий.

Между тем местные жители не скрывают эмоций. Они оказались фактически за колючей проволокой. Выехать из городов, которые сейчас находятся за линией разграничения, для многих стало невозможным. Если из Донецка пока ходят автобусы, то из Луганска с 1 мая, даты вступления в силу распоряжения, можно будет выбраться, только имея собственную машину или пешком.