5 ноября
Загрузить еще

Найти исчезнувший "Боинг" помогут салфетки?

Найти исчезнувший

Пока все обсуждали крушение "Аэробуса" во Французских Альпах, которое спровоцировал пилот-самоубийца, незаметно прошла годовщина еще одной громкой авиакатастрофы, которая произошла 8 марта 2014 года.

Поиски малайзийского "Боинга-777", год назад таинственно исчезнувшего в Юго-Восточной Азии, могут быть прекращены уже в апреле. Об этом "Комсомолке" сообщил гендиректор консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. Он один из немногих, кто весь этот год неотрывно следил за поисками лайнера и ознакомился с 600-страничным предварительным докладом властей Малайзии о расследовании загадочного ЧП. Неужели тайна "Боинга" так и не будет раскрыта? "Комсомолка" побеседовала с экспертом.

Надежда на океан

- Бывали случаи, когда самолет, казалось бы, терялся, а потом его находили?

- Конечно... В 2009 году над Атлантикой пропал французский Аirbus A-330. Его нашли через два года. Но тогда удалось обнаружить обломки и масляные пятна, так что район поиска был известен. С малайзийским же "Боингом" уникальная ситуация: огромный лайнер, напичканный электроникой, пропал в одночасье практически бесследно...

- Недавно появились сообщения о том, что в Австралии недалеко от города Перт на пляже нашли упаковку салфеток с логотипом "Малайзийских авиалиний"...

- Надо еще разобраться, были ли салфетки. А если были - откуда они. Думаю, специалисты сейчас это проверяют. Расстояние от города Перт до района поисков - 2,5 тысячи километров. Представляете, какой путь пришлось проделать этим салфеткам!

- В том районе действует течение Западных Ветров. Его скорость - 1 - 2 км/час. Получается, что за год воды могут преодолеть от 8,5 до 17 тысяч километров...

- Что ж, если салфетки действительно с пропавшего лайнера, есть надежда, что его найдут. Океан наверняка вынесет еще что-нибудь, что позволит точнее определить место крушения. Пока же ситуация патовая. По моей информации, потрачено уже около 100 миллионов долларов без каких-либо перспектив. Поэтому Малайзия, Австралия и Китай договорились остановить в апреле поисковые работы на неопределенный срок.

Вьетнамский диспетчер "проспал"

- Что интересного нашлось в документах расследования, которые удалось изучить?

- В этих бумагах нет никаких выводов, просто информация. Очень тщательно исследованы личности пилотов. Собрана информация со всех диспетчерских служб и локаторов. 

Резанула глаз неспешность, с которой действовали диспетчеры. Радиосвязь с лайнером пропала в момент передачи управления от малайзийской службы воздушного движения к вьетнамской. То есть командир с одним диспетчером попрощался, но с другим не поздоровался. Оказалось, что вьетнамский диспетчер начал проявлять беспокойство только через 18 минут. Хотя по нормам ИКАО (Международная организация гражданской авиации. - Авт.) семь минут молчания считаются потерей радиосвязи. Тревогу объявили только через 5 часов 13 минут. А первый поисковый самолет поднялся в воздух еще через 5 часов.

Поиски долго шли совсем не там, где самолет зафиксировали в последний раз. Лайнер "видели" военные локаторы четырех стран. Они отследили, как "Боинг" отклонился от курса, развернулся и снова прошел над континентальной частью Малайзии. Когда в Андаманском проливе область действия локаторов кончилась, "Боинг" держал курс на северо-запад, в сторону Индии. Но в этот район поиски переместились лишь через несколько дней. Потому что военные крайне неохотно раскрывали эту информацию.

- Но потом "Боинг" снова развернулся?

- Да, спутник фиксировал сигналы еще несколько часов. Если бы у "Малайзийских авиалиний" была подписка на специальный сервис,  спутник получал бы информацию и о расходе топлива, и об уровне масла, и о других параметрах. Но такой подписки не было, и спутник, образно говоря, лишь запрашивал двигатели: "Вы здесь?" А те отвечали: "Да, здесь". По этим сигналам удалось построить дугу, на которой самолет мог находиться в момент последнего сеанса связи. И рассчитать, что он направлялся в южную часть Тихого океана.

САМОЛЕТЫ, ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ

Кликните для увеличения. 

Странности с "черными ящиками"

- Какая причина исчезновения наиболее вероятна?

- Не хочу гадать на кофейной гуще. Но уверен, что случившееся - результат чьего-то умысла. Чьего конкретно - пилотов, террористов, - в этом весь вопрос.

- Вам не кажется подозрительным, что диспетчеры слишком долго не поднимали тревогу, а военные не сообщали данных локаторов?

- Скрытность военных объяснима: во всем мире люди в погонах стараются не раскрывать возможностей своей техники. Поэтому они поначалу засекретили данные... А поведение диспетчеров - обычное разгильдяйство.

- Кстати, о разгильдяйстве. Подписка на информацию о двигателях, которой не было, обязательна?

- Нет, эта услуга предоставляется по желанию авиа­компании. Но есть другой момент: эксперты выяснили, что срок годности аккумулятора, питающего один из "черных ящиков", истек за два года до ЧП! Это не значит, что он не работал. Но его заряд мог кончиться раньше положенного. "Черные ящики" даже под водой должны целый месяц подавать сигнал. А этот аккумулятор мог разрядиться, к примеру, через неделю. Впрочем, аккумулятор второго "ящика" был новым, а поисковики все равно его не услышали.

- На поиски пропавших самолетов тратятся миллионы долларов. Разве нельзя придумать что-то, что позволило бы сразу определять место крушения любого самолета? Пусть каждый лайнер постоянно передает на спутник свои координаты, что ли...

- То, что вы предлагаете, слишком дорого. Но, так или иначе, в ИКАО предлагают возложить на авиакомпании обязанность в любой момент времени знать, где находится их самолет. Ведь сейчас маршрут может проходить через полмира, далеко не на всем пути самолет попадает в поле видимости радиолокационных служб. Есть еще идея сделать так, чтобы "черные ящики" в момент попадания в воду "отстреливались" и всплывали. Думаю, технически это несложно.