Загрузить еще

Пассажиры подорвавшегося на мине автобуса: "После того как нас развернули на блокпосту, рискнули ехать полями"

Пассажиры подорвавшегося на мине автобуса:
Фото: Вполне вероятно, что водитель старенького ЛАЗа «зацепил» обочину, где была установлена противотанковая мина. Фото: facebook.com/kivailya

Очередная трагедия с пассажирским автобусом вечером в среду взбудоражила всех тех, кому приходится путешествовать через блокпосты в военном Донбассе. В полях недалеко от поселка Курдюмовка в 25 километрах от Горловки на мине подорвался ЛАЗ с 26 пассажирами. На фугас автобус наехал задним колесом. На месте погибли четыре женщины, еще 21 человек получил травмы.

Почему водитель выбрал заведомо рискованный путь, пока никто сказать не может. В милиции говорят: разберется следствие, но происшествие уже квалифицировали как теракт, хотя минные поля в Донбассе сейчас обычное дело.

Решение принимают большинством голосов

Местные жители убеждают - рейсовые едут в обход блокпостов чуть ли не ежедневно. Двинуться опасным маршрутом водителя могли попросить пассажиры. Ведь из-за ступора пропускной системы нередки случаи, когда из нескольких десятков пассажиров автобуса разрешения на въезд нет ни у кого. Решение на опасные объезды принимается большинством голосов. Не исключено, что с ЛАЗом произошло что-то подобное.

- По оперативной информации, автобус прибыл на украинский блокпост "Майорск", но не был пропущен, поскольку пересечение линии соприкосновения в темное время суток запрещено, - прокомментировал ситуацию спикер информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко. 

- Водитель поехал в обратном направлении и, пытаясь обойти украинский блокпост, выехал на грунтовую дорогу и подорвался на мине.

Межу тем родственники пострадавших рассказывают: прежде чем доехать до "Майорска", ЛАЗ уже пересек несколько "кордонов", где стоял больше трех часов - силовики проверяли документы и тщательно досматривали багаж. И водитель, и пассажиры понимали: в темноте на последнем блокпосту их практически гарантированно не пропустят, но решили попробовать.

Фото
Фото
26 Марта 201516:19

Люди ездили за продуктами

Версию подтверждает и то, что из Артемовска автобус выехал по расписанию - в 16.15. В мирное время и хорошую погоду езды до Горловки не больше часа даже для старого ЛАЗа - расстояние всего 40 километров. Из-за войны водители накидывали еще час-полтора. Но в итоге сообщение о том, что автобус подорвался на мине, в милицию поступило только в 20.30.

Тех, кто отделался испугом, совсем немного. Среди пассажиров - 50-летняя горловчанка Татьяна Грищенко.

- К счастью, с ней все в порядке. Сейчас она приходит в себя от сильного шока. Но в целом не пострадала. Рассказала, что в районе "Майорска" их не пропустили на украинском блокпосту. Решили ехать окольными тропами, и вот что из этого получилось, - поделилась с "Комсомолкой" подруга Татьяны Наталья.

Между тем жители Горловки рассказывают: этот автобус в Артемовск был их "окном в мир". Из полуразрушенной, дефицитной, практически блокадной Горловки десятки горожан каждый день ездили "за границу" за лекарствами, деньгами и едой. То, что из 26 пассажиров автобуса практически все были жителями "ДНРовских" территорий, в большинстве своем женщины, подтверждает и список пострадавших.

Весной ЧП может стать больше

О заминированных полях вокруг линии соприкосновения постоянно говорят с обеих сторон. То и дело на минах подрывается военный транспорт. В конце февраля в Артемовском районе подорвались двое подростков - мальчик 16 лет погиб на месте, а его 10-летний друг пережил несколько операций. За день до трагедии с автобусом в нескольких километрах отсюда мина взорвалась под трактором, когда тот работал в поле.

- Замаскированные мины направленного действия и растяжки в степи и в лесах заметить практически невозможно. Лучше туда вообще не ходить, - предостерегает эксперт-пиротехник Николай Галушко. - А на обочинах грунтовых дорог зачастую встречаются установленные противотанковые мины. Чаще всего на поворотах или на сужениях дороги. Водитель не "держит" колею, "цепляет" обочину и подрывается.  Скорее всего, в данном случае так и было.

Кстати, специалисты опасаются - именно с наступлением весны жертв среди мирных жителей может стать больше. Люди все равно пойдут в леса и поля, туда, куда даже военные заходить опасаются, ведь полная карта минных полей едва ли существует. 

КСТАТИ

Заминированы десятки тысяч гектаров

По меньшей мере десятки тысяч гектаров полей в Донецкой области заминированы. По информации областных чиновников, на мины и другие снаряды можно наткнуться на пахотных землях от Новоазовска до Артемовска.

- По оперативным данным, около 30 тысяч га пахотных земель от Новоазовского до Артемовского района заминированы, имеют взрывоопасные предметы, находятся в зоне боевых действий, - сообщил заместитель директора департамента агропромышленного развития ОГА Сергей Шупик.

Чиновники, аграрии, милиция и спасатели уже объединились, чтобы находить и обезвреживать опасные предметы, но процесс идет совсем не быстро. Ведь даже по самым скромным подсчетам речь идет о сотнях мин, спрятанных в земле. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Электронные пропуска прекратили выдавать, так и не начав

Идея упростить выдачу пропусков в зону АТО снова забуксовала. Свои пакеты документов "на удачу" успели отправить только те, кто сделал это с 20 по 25 марта - в период тестирования системы. А вот в день запуска - 25-го - в СБУ официально объявили: электронную базу поразило сразу несколько проблем - с электричеством, интернетом, серверами и так далее. К тем, кто подавал документы по и-мэйл, начали возвращаться письма. Силовики пообещали: вот-вот процесс наладят, но вот когда все заработает, не уточнили.

Тем временем в координационных центрах заявили: продолжают выдавать бумажные. Когда до них дойдет цифровой прогресс, не знают. Впрочем, те, кому нужен пропуск, продолжают "тестировать" электронный способ. Говорят, из 10 отправленных писем с документами, как правило, одно, вероятно, доходит.

Новости по теме: Артемовск Взрыв ООС (АТО)