Бездна безрассудства
"Если долго всматриваться в бездну, она начнет всматриваться в тебя", любил говаривать один знаменитый философ из Европы. Те же слова можно употребить по отношению к безрассудному риску. Кто знает, быть может, природа так калибрует человеческий вид, отсеивая его представителей посредством нелепых смертей? И если бравый солдат Швейк, герой романа Ярослава Гашека, воплотивший образ талантливого саботажника милитаризма, кажется исключением, то остальные шалопаи получили "премию Дарвина" вполне заслуженно?
Психологи из Института клеточной медицины университета Нью-Касла, Великобритания, попробовали ответить на этот вопрос, изучив "идиотский риск". О результатах исследования Джон Айзекс, Энди Грейм и Бен Лендрем сообщили в рождественском выпуске British Medical Journal.
Дарвин бы плакал
В соответствии с "теорией мужского идиотизма", из которой исходили ученые, многие рискованные поступки, а также случаи госпитализации и смерти среди сильной половины человечества объясняются склонностью к глупым поступкам. До сих пор эта теория не имела научного обоснования, подтверждающего гендерные различия между идиотским поведением мужчин и женщин. Однако авторы работы нашли доказательства, изучив номинантов премии Дарвина - награды, которая вручается посмертно в благодарность за то, что погибший дурацкой смертью победитель не оставил потомства и избавил человечество от своих генов.
Клоуны смешнее
Ученые исследовали всех номинантов на премию Дарвина с 1995 года, отмечая пол победителя. При этом изучались только документально подтвержденные случаи - таких оказалось 332 (из 413). Из них в 14 случаях победу разделили представители обоих полов (как правило, семейные пары в весьма щекотливом положении), поэтому они также были исключены из исследования. Из оставшихся 318 номинантов 282 оказались мужчинами и только 36 - женщинами. Таким образом, мужчины составили 88,7% от общего количества номинантов.
Исследователи не исключают, что такие результаты грешат перекосами. В этом повинны традиционные СМИ и культура потребления спиртных напитков. Во первых, в новостных передачах, по предположениям авторов, идиоты интереснее публике, чем идиотки. Во вторых, женщины меньше пьют.