23 ноября
Загрузить еще

Капитан сухогруза «Леманн Тимбер» Валентин Барташев: «Мы свободны, но нам по-прежнему нечего есть»

Капитан сухогруза «Леманн Тимбер» Валентин Барташев: «Мы свободны, но нам по-прежнему нечего есть»
Фото: Капитана Валентина Барташева сажали в яму и стреляли над головой.

До последнего момента МИД Украины и консульство тянуло с хорошей вестью. Хотя весь день 8 июля СМИ писали, что моряков уже освобождают из плена. Жены четырех украинских пленников, живущие в Херсоне и Одесской области, - были как на иголках, не зная? верить слухам или нет. И вот свершилось!

- Да, «Леманн Тимбер» освобожден, и в данный момент судно направляется в сторону безопасного порта для оказания членам экипажа необходимой помощи. Все родственники проинформированы, - подтвердили «КП» в пресс-службе МИДа.

Сомалийские пираты полтора месяца держали в заложниках интернациональный экипаж сухогруза «Леманн Тимбер». Судно взяли на абордаж в Аденском заливе еще в конце мая, и вот одиссея российского капитана Валентина Барташева и его интернациональной команды, похоже, подходит к концу. Чуть более суток назад последние пятеро из 35 морских бандитов, получив от немецкого судовладельца выкуп, покинули борт судна. Обессиленная команда наконец-то свободна. Моряки получили доступ к неприкосновенному запасу пищи, хранящемуся в шлюпках. Конечно, этот сухой паек нормальной еды не заменит, но до этого пираты выдавали морякам лишь по ложке риса и глотку технической воды в день.

Еще неделю назад озверевшие пираты, не получив от судовладельца в очередной раз денег, перевезли капитана Валентина Барташева и 12 других членов его экипажа с судна на берег, который контролирует их группировка. Нескольких филиппинцев, украинцев и русского посадили в яму. Длилось, правда, это всего пару дней - после этого плен Барташева и его товарищей продолжился на судне. Но изможденным людям хватило и такого срока.

- Сейчас судно на малом ходу пытается выйти из опасной 200-мильной зоны Сомали, - рассказал «КП» отец капитана, Владимир Барташев. - За пределами береговых вод этого государства его встретит боевой корабль НАТО. Какой - пока не известно. Знаю только, что, скорее всего, на нем будет медик, питание и вода для ребят и топливо для «Леманн Тимбера». После заправки сухогрузу, которым руководит мой сын, нужно будет пять суток, чтобы дойти до ближайшего безопасного порта. Здесь экипаж сойдет на берег, и моряками займутся медики. Теперь судовладелец - немецкая компания KW Bereederungs - обещает вчерашним заложникам разместить их не иначе как в пятизвездочном отеле.

После того как «Леманн Тимбер» подойдет к безопасному порту, экипаж на судне сменят. Возможно, сухогруз со свежей командой возобновит свой прерванный маршрут в Европу. А Валентина Барташева с нетерпением ждут в Калининграде.

«Комсомолка» дозвонилась капитану судна, который сейчас находится вместе со своей обессиленной командой на пути к безопасному порту.

- Мы свободны, и у экипажа второе дыхание открылось. Продвигаемся в сторону Оманского залива до ближайшего порта. Пока что компания не определила ближайший порт. У нас ничего нет. Продукты и пресную воду забрать с парохода, который привез выкуп, не получилось, потому что погода штормовая. Решили идти так. Мы питаемся сухим пайком из спасательных шлюпок.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Михаил ВОЙТЕНКО, морской эксперт, специалист компании «Совфракт», занимающейся фрахтованием судов: «Захватывать корабли по-прежнему будут. Причем очень часто»

- Случаи с пиратскими захватами кораблей, подобных «Леманн Тимберу», с правовой точки зрения - полная пустыня. Дело в том, что не ясно, какая сторона больше в ответе за такие суда и их экипаж. Сухогруз шел под флагом Гибралтара, судовладелец - немец, экипаж состоит из россиянина, эстонца, филиппинцев и украинцев. А произошло все в территориальных водах Сомали. Таким образом в проблему втянуты пять государств. Гипотетически любая страна, чье гражданство имели заложники, могла отправить туда свой спецназ. Но любое, даже такое безвластное правительство, как сомалийское, расценило бы это как прямое военное вторжение.

Проблема борьбы с пиратами, а не потакания им выкупами, до сих пор не решена из-за отсутствия какого-либо современного международного законодательства в этой области. Пока сохраняется такое положение вещей, я уверен, захватывать корабли по-прежнему будут. Причем очень часто.

ЗВОНОК ЖЕНАМ УКРАИНСКИХ МОРЯКОВ

«Наконец-то все позади! Какое счастье!»

В домах четырех украинских моряков, жизнь которых более месяца ежедневно висела на волоске, сейчас царит настоящий праздник. Конечно, мужья вернутся еще не скоро, но главное, что они в безопасности! Мы дозвонились жене второго механика Станислава Илюшкина Елене.

- Примите наши искренние поздравления!

- Спасибо вам! Наконец-то все позади! Какое счастье! - с трудом сдерживает слезы радости Елена. - Так хочется увидеть мужа!

- Когда он будет дома?

- Вечером 8 июля позвонили из МИДа, а также судовладелец с Кипра и сказали, что неизвестно, сколько дней займет процедура реабилитации. Но главное, что теперь ребятам ничего не грозит! На борту у них есть какая-то еда, к тому же их сопровождает буксир, который передавал деньги.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Жена эстонского штурмана Ардо Калле Тамара рассказала «КП», что вчера днем судно вышло в нейтральные воды и его взяли под охрану военные корабли, чтобы сопроводить в ближайший порт.