После катастрофы самолета Боинг-777 появилась информация, что авиапространство Украины закрыто для иностранных авиакомпаний. Потом появилось уточнение, что полетов не будет только над зоной проведения АТО. Однако некоторые компании уже отменили рейсы в Украину. Мы решили разобраться, сколько потеряет экономика страны, если украинское небо таки закроют.
Первые отказники
Первыми, кто отменил свои рейсы в Украину, стали российские компании. Их примеру последовали азиатские "Эмирейтс" и "Туркменские авиалинии", к которым присоединилась француская AirFrance.
- Пока что мы отменили только один рейс Киев - Париж, - сообщили "КП" в информцентре Air France. - Пассажирам, которые вылетают в ближайшие дни, мы рекомендуем следить за информацией о рейсах.
В то же время в "Международных авиалиниях Украины" говорят, что не отменяли собственные рейсы.
- Были отменены только так называемые кошеринговые рейсы, - пояснила нам пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. - Это рейсы других компаний, на которые часть мест продавались через МАУ. Что касается наших рейсов, то все они выполняются по расписанию. Однако в целях обеспечения безопасности мы изменили воздушные маршруты над регионом Восточной Украины. Все самолеты МАУ используют воздушные трассы, пролегающие на расстоянии более 200 км от границ зоны проведения АТО. Это может приводить к незначительным задержкам рейсов.
Мы обзвонили компании, которые отменили рейсы, там советуют пассажирам, которые не смогли улететь, для возврата билетов обращаться по месту их приобретения.
Самолеты летят "в объезд"
Между тем, если посмотреть на карту полетов, видно, что большинство транзитных рейсов, которые могли бы лететь через Украину, предпочитают сделать крюк, минуя территорию нашего государства. Эксперты говорят, что на стоимости билетов такой "облет" не скажется, а вот на затратах самих авиакомпаний отразится довольно значительно.
- Воздушные коридоры, проложенные в воздушном пространстве, оптимальны и по расстоянию, и по расходу топлива, - пояснил "Комсомольской правде" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. - И любое отклонение от установленного коридора приводит к увеличению топливных расходов и, следовательно, к росту общих затрат компании.
Однако, продолжает эксперт, в странах с высокой конкуренцией рост затрат авиакомпании сказывается на стоимости билетов не так прямо и не так быстро. Через Украину пролетают мощные игроки, специализирующиеся на международных перелетах и получающие на этом немалую прибыль. И они не станут поднимать цены на билеты, дабы не потерять клиентов.
Плата за безопасность
А вот потеря транзитных рейсов через Украину может ударить по нашей экономике. По словам экспертов, стоимость коридора рассчитывается по сложной формуле, которая зависит от километража пролета, максимальной взлетной массы самолета и количества посадок.
- Если говорить конкретно, то для упавшего Боинга, максимальная взлетная масса которого составляет 247 тонн, стоимость коридора составляла приблизительно 100 евро за 100 километров, - подсчитал Василий Шевченко. - Плата за коридоры поступает в бюджет компании "Украерорух", годовой доход которой превышает миллиард гривен.
Эти деньги авиакомпании платят не за то, что они пролетели над нашей страной, а за диспетчерское сопровождение и за безопасность перелета. Понятно, что для обеспечения этой самой безопасности воздушное пространство в зоне боевых действий должно быть закрыто. Однако поскольку формально войны на востоке страны нет (там проходит АТО, а это не одно и то же), то теоретических оснований для закрытия пространства не было. Сегодня, постфактум, уже понятно, что пространство надо было закрывать, но никто не взял на себя ответственность сделать это. Хотя принять решение в таких случаях может не только Евроконтроль, но и сама авиакомпания, если считает маршрут опасным.
Что касается возможных потерь Украины, то их несложно посчитать. По данным "Украероруха", в 2013 году над Украиной было совершено 434 786 рейсов иностранных компаний и только 99 795 - отечественных. Если учесть, что доход оператора на 2014 год по планам Кабмина должен составить 2,7 млрд грн., то потеря даже половины иностранных рейсов может принести более чем миллиардный убыток.