"Никому и ни при каких обстоятельствах не называйте пин-код своей банковской карточки", - вдалбливают украинцам сотрудники банков. Клиенты согласно кивают головой, но… потом все равно попадаются в сети мошенников. Ведь те далеко не лыком шиты и придумывают все новые и новые схемы обмана людей.
Вовремя сообразил подвох
- Мой брат продавал детскую коляску через интернет, - рассказывает "КП" киевлянин Александр. - Ему позвонил покупатель и стал подробно расспрашивать о дате рождения его, детей, о прочем и прочем. Вообще заговаривал зубы. В итоге договорились, что деньги за коляску мужчина пришлет на карточку. К концу рабочего дня (видно, для того чтобы нельзя было связаться с банком и проверить информацию. - Авт.) брату позвонил якобы представитель банка и сообщил о поступлении на его счет 1000 гривен.
Собеседник тараторил без умолку. Он попросил мужчину пойти к ближайшему банкомату, вставить карточку и ввести пин-код. Дескать, для того чтобы обналичить сумму без 15-процентной комиссии в размере 108 гривен, ему дадут инструкцию и пришлют на мобильный секретный код, который надо будет ввести. Так аферисты забалтывают людей, и те своими руками перечисляют на их счета деньги. Киевлянина спасла смекалка.
- А как 108 гривен могут быть 15 процентами от тысячи? - спросил он и услышал в ответ:
- Ах ты математик вшивый!
Связь прервалась.
Обманули на покупке билетов
Но есть и менее бдительные граждане.
- Я продавал через интернет билеты на картинг-заезды на столичном спорткомплексе "Чайка", - описывает свою историю в Фейсбуке некий Сергей. - Мне позвонил мужчина, мол, хочет приобрести билеты для своего племянника в подарок. Сам он из другого города, поэтому переведет деньги на мой счет электронным платежом, а за билетом пришлет курьера. Я назвал ему номер своей карты, ФИО, дату рождения. На следующий день мужчина перезвонил и сказал, что операция не проходит.
Дальше последовал ряд различных манипуляций с идентификационным кодом, различными номерами, счетами… В результате, стоя у банкомата и выполняя телефонные инструкции мошенника, Сергей, сам того не ведая, перевел деньги. С одной карты - больше одиннадцати тысяч гривен, с другой - порядка двух.
Облапошенный гражданин писал, звонил в банки, но тщетно… Все операции с введением пин-кода не отменяются.
ОФИЦИАЛЬНО
Два способа обмана
В столичной милиции говорят: аферы подобного рода сейчас очень распространены.
- В основном используются два метода интернет-мошенничества. Первый - когда через сайт или телефон выманиваются данные карточки и затем снимаются деньги. Второй - во время покупки. Человек заказывает товар, и он либо не приходит вообще, либо приходит что-то дешевое и абсолютно не то, - говорит начальник пресс-службы милиции Киева Ольга Билык.
По ее словам, правоохранителям часто удается доказать состав преступления, расследовать его, и люди иногда получают обратно свои деньги. Она напоминает: никому и никогда нельзя называть персональные данные, связанные с картой. Если же вам позвонили неизвестные и представились сотрудниками банка, лучше перезвонить на горячую линию и поинтересоваться, действительно ли есть какие-то проблемы. Как правило, информация не подтверждается.