Нейрофизиологи из университета Нью-Йорка выяснили, что содержание кинофильма и индивидуальная манера режиссера может "брать под контроль" мозговую активность зрителей, заставляя их следовать за событиями на экране.
"Некоторые фильмы могут вести многих зрителей через череду схожих эмоциональных состояний. Это удержание сознания приводит и к сходству в активности мозга - и высокой степени корреляции - у большинства зрителей.
Напротив, другие фильмы - намеренно или ненамеренно - менее сильно контролируют реакции зрителей. В этом случае, как мы ожидаем, сходство в мозговых процессах будет меньшим", - цитирует РИА "Новости".
В эксперименте исследователи показывали группе добровольцев три фрагмента: получасовой отрывок из ленты Серджио Леоне "Хороший, плохой, злой", эпизод из телешоу Альфреда Хичкока "Бах! ты убит" и одну из серий комедийного сериала Ларри Дэвида "Умерь свой энтузиазм".
Эпизод телешоу Хичкока вызвал сходные реакции у всех зрителей: более 65% неокортекса реагировали одинаково, что указывает на большую степень контроля сознания. Несколько меньшая корреляция (45%) наблюдалась при показе фрагмента картины "Хороший, плохой, злой".
Самая низкая степень сходства в мозговой активности была при просмотре эпизода комедийного сериала - 18%.
"Тот факт, что Хичкок способен оркестровать реакции мозга, "включая" и "выключая" в один и тот же момент у всех зрителей, может дать нейрофизиологической доказательство его знаменитой способности манипулировать сознанием людей", - говорят исследователи.
По мнению авторов исследования, их работа открывает путь к слиянию двух столь разных дисциплин, как нейрофизиология и изучение кинематографа, в единую науку - "нейрокинематографику" ("neurocinematic" studies).