25 ноября
Загрузить еще

«Союз» второй раз подряд приземлился «не туда»

Второй раз подряд при посадке российский космический корабль «выкидывает фортели». Полгода назад свалился в баллистический спуск «Союз ТМА-10». На нем из командировки на Международную космическую станцию возвращались россияне Федор Юрчихин и Олег Котов и первый малазийский космонавт Шейх Музафар Шукор. Я тогда об этом написал заметку с говорящим названием «По груди протопал слон». В заголовке - цитата. Так описал свои ощущения от посадки Шейх Музафар. Имелось в виду, что при баллистическом спуске на космонавтов наваливаются почти предельные перегрузки - до 9 единиц (вместо 3 - 4 при плавном штатном спуске). То есть на тело человека давит груз, в 9 раз превышающий его вес. В такие мгновения человек начинает задыхаться - легкие не в состоянии качать воздух.

В прошедшую субботу  ситуация была очень похожа. Снова спускаемая капсула «Союза» на последнем этапе приземления сорвалась на «неправильную» траекторию. Причем произошло это настолько быстро, что экипаж даже не успел предупредить об этом Землю. Корабль, в котором были наш Юрий Маленченко и две женщины -  американка Пегги Уитсон и первая южнокорейская космонавт Сойон Ий, - дергался и крутился, как впавший в транс шаман. Девушкам те несколько минут, пока капсула неслась к Земле, пришлось очень несладко (про командира корабля не говорю: Маленченко - военный летчик и опытный космонавт, ему такие ситуации переносить легче). Юрий, кстати, первый и пришел в себя, когда корабль свалился в казахской степи.  Он - молодчина! - нашел в себе силы и смог сам выбраться из корабля. А потом, как настоящий мужчина, помог покинуть капсулу женщинам. Находиться в корабле было нельзя - вокруг горела степь (ее обычно весной поджигают сами местные жители). От тлеющей травы уже загорелся парашют. Дымом стало заволакивать кабину. А спасатели задерживались: они ждали «Союз» в 300 километрах подальше.

Те, кто занимался эвакуацией космонавтов с места посадки, рассказывали мне, что экипажу «Союза ТМА-11» пришлось гораздо труднее, чем их предшественникам, попавшим в схожую ситуацию. В чем конкретно? Об этом молчок. Не случайно кадры, снятые в первые минуты, когда спасатели разыскали упавший в «незаданном» районе корабль, прессе не показывают. Официальная информация еще скуднее: космонавты чувствуют себя хорошо.

Понятно, что заключение о причинах своенравного поведения капсулы можно будет сделать только после того, как ее, минуя две таможни - казахстанскую и российскую, - доставят в подмосковный Королев. Здесь в ракетно-космической корпорации «Энергия» аппарат разберут и придирчиво изучат. Но вот удастся ли установить истину? И  узнаем ли мы ее?

Заключение инженеров о причинах баллистического спуска «Союза ТМА-10» тоже, между прочим, не обнародовали. Насколько мне известно, конструкторы пришли к выводу: еще на земле, во время сборки корабля, был пережат один из кабелей. Он и коротнул при посадке, заставив систему управления вести себя неадекватно. То есть надо понимать, один из электриков случайно ошибся. Но тогда почему история в еще худшем варианте повторилась с «Союзом ТМА-11»? И что ждет экипаж, которому предстоит через полгода спускаться на «Союзе ТМА-12»? Мне рассказывали, что в последние годы  «Союзы» собирают практически с колес, в спешке, системы доделываются чуть ли не на ходу. Не в этом ли главная причина проблем? 

КСТАТИ

В истории МКС было еще одно возвращение по баллистической траектории. В мае 2003 года таким образом приземлился экипаж «Союза ТМА-1» - Николай Бударин, Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петит. Но тогда причину нештатной посадки быстро выяснили - в корабле оказались сбойные датчики.