Фото: Этот коллаж Андрюше подарили за месяц до гибели. Как и все мальчишки в 12 лет, он мечтал о морях, приключениях и мобильном телефоне.
«Моя цель - накопить пять тысяч рублей, чтобы купить телефон, - писал Андрюша Разинов в тетради по основам проектной деятельности. - Я буду много помогать по хозяйству, и за это мне каждый день станут давать по 10 рублей. Еще я начну собирать металлолом, ничего не буду себе покупать...»
В нем даже не было sim-карты
Мальчишка не просто мечтал о мобильнике. Он болел им - до резей в животе на нервной почве. Но ни у папы, ни у дедушки с бабушкой, которые, собственно, и воспитывали мальчика (мама ушла из семьи, когда Андрюше был годик), денег на подобную роскошь не было. Выручила тетя. Заветное желание школьника из села Выселки Самарской области исполнилось в его двенадцатый день рождения. Все зимние каникулы пятиклассник не выпускал игрушку из рук. Отец даже злиться начал и предупредил:
- В школе - никаких телефонов. Все друзья рядом, за партами сидят. Кому тебе звонить? Узнаю, что носишь его в класс, разобью!
Хотя как было звонить, если в телефоне не было sim-карты?
Подключить мобильный мальчика в каникулы не успели. Он все равно везде таскал его с собой.
- Может быть, он так привязался к подарку, что ему не хватало маминой ласки? - предполагает Ольга ЧАБУРКИНА, классный руководитель мальчика. - Бывает, положишь ему руку на плечо, а он прижмется всем телом. Если долго к Андрею не подходить и не обращаться, он начинал шалить, требуя внимания. В начальной школе за первой партой сидел - поближе к любимой учительнице.
Андрей нарисовал себя в петле
В злополучный день на уроке английского громко зазвонил будильник на сотовом Андрея.
- Я давно борюсь с тем, чтобы ребят не отвлекали телефоны на уроках, - рассказал корреспонденту «Комсомолки» директор школы Мингайса ГИМАТОВ. - Осенью издал приказ о том, что телефоны во время урока должны быть выключены, а в случае нарушения учитель забирает его до конца учебного дня. Все ребята с 5-го по 11-й класс расписались в приказе.
Учительница английского, следуя приказу, и отобрала у мальчика любимую игрушку. Поставила условие: телефон вернет директор и только отцу Андрея. Пятиклассник умолял отдать телефон ему. Плакал, жаловался классному руководителю. Но директор решил, что отец мальчика давно не был в школе. Вот и повод с ним пообщаться.
- А как я скажу об этом папе? - советовался пятиклассник со школьным психологом Ольгой ДУБЫЛКИНОЙ. Та решила прийти в семью сама.
- Я им рассказала о приказе директора и о том, что папу давно ждут в школе, - вспоминает психолог. - Объясняла, что ничего страшного мальчик не совершил. Попросила сильно не ругать Андрея. Мы договорились, что отец придет за телефоном на следующий день к 11 часам. Пятиклассник в этот вечер как никогда долго учил уроки.
- Письменной работы много задали, - объяснил бабушке с дедушкой. Когда закончил, ушел кормить кроликов.
- Я перед сериалом «Татьянин день» выходил - он с чем-то возился около клеток, - плачет дедушка Андрюши. - Я напомнил, что в школу завтра вставать. А как фильм закончился, вышел, пригляделся: он стоит у дровней (тех самых, в которые лошадь запрягают. - Авт.). Подхожу, зову - молчит. За плечо потеребил - и только тут понял, что он не стоит, а висит, весь обмотанный шнуром от упряжки: и шея, и под руками...
Как ни пытались родные спасти Андрея, все было тщетно. Дед делал искусственное дыхание, массаж сердца, но Андрюша не очнулся. Утром милиция нашла на столе мальчика предсмертную записку, в которой он в своей смерти винил директора школы и учителя английского языка. А еще признавался в любви к «клевым ребятам» - одноклассникам, звал приходить на могилку односельчан. К посланию ребенок приложил рисунок. Он изобразил себя в петле, подробно описав место, где его найти.
- Я думаю, мальчик не хотел умирать, - предполагает школьный психолог. - Он ведь это совершил напротив окна, нарисовал, как его найти. Надеялся, что его спасут, хотел всех напугать. Но к письменному столу бабушка с дедушкой не подошли, а из окна из-за темноты его не было видно.
Майя БРОД («КП» - Самара»)
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Роман ДЕВЯТОВ, руководитель Самарского правозащитного центра:
- Дети в этом возрасте недееспособны, несамостоятельны. Если мальчик это сделал, находясь дома, то возникает вопрос: куда смотрели родители? С другой стороны, директор и учителя, наказывая ребенка, должны были учесть особенности возрастной психологии и личности ребенка. Правоохранительным органам стоит провести проверку. Есть статья Уголовного кодекса - «доведение до самоубийства», есть «злоупотребление служебными полномочиями». Имел ли право директор лишать ребенка телефона или ему надо было выбрать другой способ донести до родителей свои требования? Нужна комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.
КОММЕНТАРИЙ ПЕДАГОГА
Учитель математики московской школы № 2030, победитель конкурса «Учитель года-2007» Анна МЕХЕД:
- Вряд ли Андрей повесился только из-за того, что у него отобрали телефон. Скорее всего, серьезные проблемы были и в семье.
Но, конечно, сейчас школьникам без мобильника нельзя. Ребятам приходится поздно возвращаться с занятий, и родители должны иметь возможность контролировать, где находится школьник, чем занимается. На мой взгляд, учителям стоит перед началом урока заставлять детей выключать мобильники, а родителей просить не звонить во время занятий. Если же телефон все-таки помешал учителю и классу, стоит его отобрать, но вернуть сразу после урока! Иначе это вызовет у ребенка стресс.
ЗВОНОК ПСИХОЛОГУ
Руководитель отдела ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Борис ПОЛОЖИЙ: «Это не протест школе, а крик о помощи!»
- Андрей покончил с собой не из-за мобильника - это просто стало последней каплей. Ребенок чувствовал свою ущербность, ему не хватало родительской ласки и тепла, не с кем было поделиться проблемами. Он, видимо, очень боялся сказать о содеянном отцу и потерять его, как потерял маму. Это не был протест школе и учителю, иначе он просто выпрыгнул бы из школьного окна. Но надо помнить: в таком возрасте дети очень ранимы, и любое слово может привести к стрессу и депрессии. Когда Андрей рисовал себя в петле, для него это было и решительной точкой в неудачах, и неким испытанием. Безусловно, у него была предрасположенность к суициду, и на тот момент он уже немалое время находился в суицидальном процессе...
Чтобы уберечь подростка от суицида, надо общаться с ним. Главное - не давайте ребенку замкнуться в себе и остаться наедине со своими проблемами.
Дарья ТОКАРЕВА
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Для подростка сотовый - продолжение руки
Это для нас, взрослых, мобильник - штука утилитарная: звонить по делу (и то далеко не для всех). Для нынешних пацанов и девчонок сотовая трубка - штука статусная, необходимая, как лампасы на генеральских штанах. Чем круче телефон, тем выше твой статус среди сверстников.
Мобильник НУЖНО носить в школу. Можно не принести дневник, забыть учебник. Но мобильник...
Как я понимаю, больше всего Андрюша боялся, что после конфликта в школе он лишится долгожданной игрушки. Даже не игрушки - важного, родного предмета. И вот эта боязнь оказалась равноценна жизни. Это страшно, но, увы, вполне прогнозируемо. Мы, взрослые, сами еще до конца не понимаем, что ждет нас в новом, мобильном мире. Как изменят его, когда в жизнь войдет (уже входит) мобильная молодежь, для которых трубка - продолжение руки, SMS - стиль общения, а ценность телефона равна иной раз ценности жизни.
А Андрюшку до слез жаль. И жаль многих сотен его сверстников, для которых страсть владеть телефончиком - причина совершить тысячи необдуманных поступков. Мы уже писали, как девочки отдавались первому встречному, чтобы скопить на мобильник. Как благополучные пацаны отняли жизнь у прохожего, чтобы отобрать телефон. Ох...
Мы когда-нибудь привыкнем к мобильной жизни. Может быть, научимся относиться к куску пластмассы, набитому микросхемами, как к бездумному помощнику. Когда-нибудь.
А пока не отнимайте у детишек телефоны. Пожалуйста...
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies