Загрузить еще

Образование и воспитание в США: Взрослые должны слушаться ребенка. Иначе их накажут!

Образование и воспитание в США: Взрослые должны слушаться ребенка. Иначе их накажут!
Фото: - Я здесь главный! А кто не согласен - пойдет под суд!

Мы решили продолжить тему и рассказать о том, как воспитывают и учат детей в разных странах. Надеемся, родители найдут, что позаимствовать у зарубежных пап и мам, а чиновники, которые задумали реформировать наше образование, возьмут на вооружение положительный опыт иностранцев.

Американские дети не обзываются

Начнем с американцев. У создателей «образцовой демократии» эта самая демократия во всем. И в воспитании тоже. Многих наших людей, попадающих в США, это шокирует. Обратимся к записям родителей-эмигрантов на форумах и в блогах.

«Дети в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка», - пишет русская мать двоих детей, которая несколько лет живет в США.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

«У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...»

Каждый законопослушный гражданин США обязан «сообщать о противоправных действиях». И если ребенок кому-то нажаловался, что его, например, лупят, то услышавший это взрослый может и в полицию заявить. Но что же делать, если сорванец не слушается? А это не его вина! Не прав родитель: не объяснил, не внушил, не показал.

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

«Я думала, что здесь, как в фильмах: с детьми в основном сидят няни. Щас! Родители сидят - либо мать, либо отец. И никаких бабушек!»

В США мамы в отличие от многих наших не торопятся выходить из декрета. И все реже нанимают нянь - разве сможет чужая тетя воспитать дитя в духе их семейных ценностей? Бабушки тоже с детьми не сидят: раз уж решили завести ребенка, значит, готовы отдавать ему все свое время! А когда мама все же выходит на работу, ребенка отдают в детский сад. Причем и там маленькая личность вольна выбирать, чем заняться: погулять, поспать или поиграть.

За двойки ругают не школьников, а учителей

Сказать, что американская школа отличается от нашей, - ничего не сказать. И сколько школ - столько отличий, потому как в каждом штате свои образовательные программы. Бывший казанский учитель Айрат Димиев, который уже 10 лет ведет химию в Техасе, под впечатлением от тамошних реалий даже книгу написал. Его «Классную Америку» хвалят, критикуют, но этот «взгляд изнутри» как ничто лучше иллюстрирует американское образование. 

Первое, что поразило педагога, - оснащение. Школа в США - целый город с садами, бассейнами, футбольными полями, лабораториями. А уж когда он ступил на порог этого «города»…

«Нам раздали книги по педагогике... Учеников нельзя ругать, стыдить и тем более наказывать. Учитель должен воздействовать  только позитивно, поощряя за успехи. А дети могут разговаривать, ходить во время урока, сидеть в свободной позе и т. д.».

Димиева поразило, что даже в оценках ребенка «обижать» нельзя. Каким бы непробиваемым ни был ученик, двойки ставить… не то чтобы запрещено, но нежелательно. Низкие оценки = слабый уровень преподавания = снижение рейтинга школы. За такое и уволить могут: и директора, и чиновников от образования. А кто ж такое допустит? Вот начальство и давит на учителей, чтоб не ставили двоек.

К слову, педагога в начале учебного года школьник может поменять.

«Образовательный процесс должен быть увлекательным и ненапряженным. Противное считается насилием над ребенком. Мыслительный процесс должен быть сведен до минимума. Тот факт, что ученик сидит долго над задачей и не может ее решить, свидетельствует либо о плохой работе учителя, либо о низких умственных способностях ученика. А вот это уже непорядок».

Но если в тамошних школах настолько «странная» система, почему страна достигла таких высот? Дело в том, что состоятельные и образованные американцы отдают детей в частные школы, уровень которых намного выше. К тому же, по мнению педагогов, система выбора предметов дает ученику возможность сосредоточиться на знаниях, которые пригодятся в дальнейшей профессии, и не тратить столько времени на другие дисциплины. Действительно, зачем будущему историку столько часов химии, если она никогда не понадобится и вместо нее можно изучать гуманитарные науки? И в университетах обучение гораздо серьезнее: ты уже взрослый человек, и образование для тебя - не удовольствие, а фундамент будущей жизни.

Сегодня Украина дрейфует в сторону американской образовательной системы. Причем перенимаются отнюдь не сильные стороны. Не перенимается институт защищенности ученика от произвола учителя. Не уделяется должного внимания физической культуре, музыке, искусству. Вместо этого мы видим усложнение учебной программы, разрушение десятилетиями накопленного опыта и наработанной методики преподавания.

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Семейный психолог Аида ГОРБУНОВА: «Они просто радуются своим детям»

- В американском воспитании есть два основных отличия от нашего. Во-первых, у ребенка в США есть право выбора: с кем играть, какие предметы изучать в школе, в какой вуз поступать. У нас же зачастую все решают родители. И, во-вторых, они не сравнивают своих детей с другими, чтобы не развивать у них комплекс неполноценности. Там никогда не услышишь слов типа «Вот Машенька хорошо учится, а ты лентяйка». Американцы убеждены: ребенок дан Богом, ему надо радоваться такому, какой он есть, а не угнетать, не ломать его характер. Иначе он будет неуверен в себе и даже агрессивен, и не только в семье. Только так, они считают, можно воспитать личность.