Причем индустрия обмана не стоит на месте: из года в год предприимчивые аборигены придумывают что-то новенькое, дабы опустошить кошельки доверчивых туристов.
ЕГИПЕТ - КОРОЛЬ НАДУВАТЕЛЬСТВА
Основное неписаное правило Египта заключается в том, что закон зевак не защищает. А полиция если и препятствует попыткам местного населения обмануть туристов, то делает это крайне вяло. И анекдот о том, что за то, чтобы слезть с верблюда, хозяин просит втрое большую цену, чем за катание на нем, на самом деле не анекдот, а настоящая проза жизни.
ВИНО ПО ДВОЙНОМУ ТАРИФУ
Разводят приезжих сразу же по прилете. В аэропорту туристов встречают носильщики, которые в полном смысле слова насильно вырывают из рук чемоданы и, пронеся их 30-50 метров, требуют за эту «услугу» 10 долларов. Не бесплатным оказывается и укладывание чемоданов в багажное отделение автобуса - такса 2 бакса за единицу багажа. Впрочем, если сказать, что денег нет, бить не будут. Минутное разочарование на лице - и вперед, «помогать» другим приезжим.
Если местные развели зазевавшегося туриста на деньги, оказав ненужную услугу или продав какую-то ерунду, считается, что все произошло по закону. В случае оказания туристом сопротивления на помощь приходит полиция, но вовсе не факт, что она примет сторону обороняющегося. Вот что рассказала знакомая, имевшая счастье отдыхать в Египте с мужем:
- В Шарм-эль-Шейхе мы купили билеты в местный развлекательный центр. В цену билета входили развлекательная программа и ужин. К ужину мы взяли бутылку вина (вино оказалось отвратительным) за 35 долларов. Сдачу с сотни нам так и не принесли. Когда мы все же попросили принести сдачу, официант заявил, что наша купюра оказалась фальшивой, и продемонстрировал нам распечатанную на черно-белом принтере бумажку, которая не напоминала 100 долларов даже отдаленно. Подоспевший администратор потребовал оплатить вино еще раз, а когда мы отказались, вызвал полицию. Прибывший полицейский сообщил, что нам лучше заплатить, иначе будет хуже. В конце концов мы были вынуждены оплатить отвратительное вино второй раз, да еще и написать заявление в полиции, что не имеем к ресторану никаких претензий…
ДАВАЙТЕ ДЕНЬГИ ТАКСИСТУ БЕЗ СДАЧИ
Профессиональными обманщиками слывут местные таксисты, в связи с чем советы, как вести себя в египетском такси, поистине неисчерпаемы. К примеру, стоит требовать включения счетчика, а если его нет, договориться о цене заранее. Важно не отдавать деньги до окончания поездки, а перед тем как отдавать, лучше выйти из такси. Давайте сумму без сдачи, а если она полагается, получите ее до того, как отдадите деньги таксисту. Кроме того, не меняйте в такси деньги и не верьте, если водитель утверждает, что вы не расслышали, и он вас вез не за 5, а за 50 долларов.
В Египте обманывают везде! Например, заказав экскурсию в уличном агентстве, вы, скорее всего, не увидите ни денег, ни поездки. Если же «вояж» все же состоится, в большинстве случаев он доставит мало радости. Гид, скорее всего, практически не будет владеть русским, а автобус будет иметь такой вид, как будто его много лет назад глубоко закопали, а потом случайно откопали.
Довольно предприимчивы египетские лавочники, у которых поддельным может быть любой товар: драгоценные и полудрагоценные камни, ювелирные изделия, парфюмерия, папирус! В ресторане вам вполне могут подсунуть недокуренный предыдущим посетителем кальян, а в счет вписать лишние блюда и напитки. С мобильником тоже придется держать ухо востро: как только турист переключается на местного оператора, на его номер начинают поступать звонки. Брать трубку бывалые туристы не советуют, утверждая, что деньги улетают со счета за считаные минуты.
Советы бывалых
* Приезжайте в страну загорелым
* никому не говорите, что вы здесь впервые
* не занимайтесь дайвингом, не пройдя специальные курсы (лучше дома)
* не останавливайтесь, не задерживайте взгляд на окружающих
* по возможности не вступайте с местными в разговор
* твердо отказывайтесь от навязываемых услуг
* возникшие вопросы задавайте служащим в форме или другим туристам
* договариваясь об услуге, заранее оговорите стоимость, время и условия
* оплачивая вход, сверяйтесь с ценой на билете
* на уличных лотках, в такси расплачивайтесь без сдачи
* торгуйтесь везде - и в магазинах, и в маршрутках
* не показывайте все свои деньги в кошельке.
|
ТУРЦИЯ: ALL INCLUSIVE
Отечественные туристы делают выбор в пользу Турции в первую очередь из-за системы «все включено». Неудивительно, что немало обманов связано именно с ней. Например, пометка all inclusive не распространяется на импортные спиртные напитки, причем об их совсем немалой стоимости турист узнает постфактум. Система ultra all inclusive означает, что вы можете бесплатно пить любые спиртные напитки, однако ушлые аборигены обычно сообщают, что импортного спиртного нет. И чтобы все же добиться получения оплаченных услуг, придется попортить немало нервов.
ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ЧИСТИЛЬЩИКОВ ОБУВИ
Отличительная черта турков - их страсть к преувеличению. «Шикарный обед» оказывается на деле порцией жареной рыбы, а «отличная экскурсия» - вполне заурядной поездкой. Поэтому все, что говорят местные, следует делить если не на восемь, то по крайней мере на три.
Кстати, турецкие экскурсии - вообще отдельный разговор. По дороге на любую из них вас завезут в несколько магазинов, и гид без всякого зазрения совести начнет уверять, что именно здесь самое дешевое вино, самый качественный текстиль, самые замечательные ковры, а потом вдруг «неожиданно» вспомнит, что как раз в здешних местах можно приобрести чудеснейший оникс. Стоит ли говорить, что с каждого такого магазина, на который вы, кроме всего прочего, тратите 1,5-2 часа из своей оплаченной экскурсии, гид имеет неплохие проценты. А обиднее всего становится, когда выясняется, что гид водил вас в самые дорогие точки.
В турецких ресторанах также следует быть начеку. Может случиться так, что сумма счета будет гораздо большей, чем вы ожидали, заказывая блюда по меню. Иногда спор разрешается довольно быстро: оказывается, что по ошибке официант занес в счет, например, не 14 долларов, а 41 (случаи обратной ошибки истории неизвестны). Но порой все «козыри» оказываются в руках официанта, который в доказательство своей правоты приносит... другое меню с совершенно другими ценами! Обезопасить себя просто: оставить меню на столе до окончательного расчета.
Путешественники со стажем советуют остерегаться в Турции даже «бродячих» чистильщиков обуви, которые бегут за туристом по улице и настойчиво предлагают почистить обувь, даже если на его ногах потрепанные кроссовки. Если путешественник отказывается нерешительно и сразу не уходит, манипуляции с его обувью начинаются без всякого согласия. Через пару минут за эту процедуру заламывается несусветная цена, которая снижается со скандалом, неохотно и помалу.
ЗА ПОДМЕНУ ОТЕЛЕЙ ПУГАЙТЕ ПОЛИЦИЕЙ
Но, конечно, самый распространенный способ «развода» в Турции - это подмена отелей. Самое обидное, что туриста поселяют в гораздо худший отель без всякого предупреждения! Реакция на такой беспредел у всех разная. Кто-то смиряется и остается там, куда его привезли, а кто-то закатывает истерику, топает ногами, грозит полицией и в итоге таки добивается смены отеля.
Нередки и обратные ситуации, когда туриста по каким-то причинам поселяют в отель лучший, чем он оплатил. И тут самое главное - не поддаваться на требования «оплатить разницу», а расслабиться и получить удовольствие, как это сделала посетительница одного из тематических форумов:
- Прошлым летом ездили в Кемер, в отель 4*. На ресепшене нам сообщили, что в отеле остановился экипаж чартерного рейса, который перенесли, и они как раз занимают наши номера. Нам предложили вариант переселения на два дня в соседний отель 5*. Несмотря на то что этот вариант был явно лучше, мне откровенно не понравилось, что мой отдых будет прерываться хождением с чемоданами. Поэтому я сказала, что недовольна и они нам с мужем портят отдых. После этого в качестве компенсации я получила бесплатную турецкую баню с полным комплектом массажа, а мой муж - бесплатные напитки в не бесплатное время. Плюс ко всему пятизвездочный отель оказался действительно намного лучше - там хорошо кормили и хорошо обслуживали. И потому, когда нас перевозили в наши 4*, мы сохранили браслеты, спрятав их в карманы. В результате мы пользовались услугами двух отелей и веселились от души!
Как вариант - путешественника могут поселить в неудобный номер на последнем этаже с видом на автостраду, ров, стену. В номере вполне могут течь трубы, не работать кондиционер или оказаться сломанной сантехника. Администратор с елейной улыбкой на лице уговаривает, что данные неудобства всего на пару дней - пока не освободится хороший номер. Но бывалые туристы утверждают, что если вы уже вошли в номер с чемоданами, там и останетесь до конца поездки. Поэтому, если номер не устраивает, немедленно возвращайте ключи администратору и твердо требуйте другой, не поддаваясь на уговоры, что это «всего на один день» и что «свободных мест нет». Кстати, проблему с отсутствием свободных мест можно решить одним из двух способов: либо проявить настойчивость и твердость, либо вложить в паспорт 20 долларов.
Советы бывалых
* До поездки найдите сведения об отеле на независимом сайте
* категорически протестуйте, если вас везут в другой отель
* внимательно проверяйте счета в гостинице и ресторане
* выбрав блюда, не отдавайте меню до оплаты счета
* изучите, что входит, а что не входит в all inclusive
* торгуйтесь, сбрасывая заявленную цену сразу вдвое
* не верьте гиду, который утверждает, что именно в этом магазине «дешевле всего»
* помните, что 10-20 долларов решают практически любую проблему.
|
ЕВРОПА: ПРИВЕТ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ!
Путешественников, которые полагают, что в цивилизованной Европе им опасаться нечего, ждет жестокое разочарование. Неприятные сюрпризы начинаются возле святая святых для каждого туриста - пункта обмена валюты. Европейские «обменки» зарабатывают деньги не на разнице курсов, как мы привыкли, а на плате за услугу. И главная неприятность заключается в том, что сумма комиссионных (которая, к слову, может достигать до 30% от обмениваемой суммы) нигде не указывается. Чтобы не быть обманутым, местные гиды советуют: прежде чем отдавать деньги, настойчиво поинтересуйтесь, сколько получите на руки.
ВОДА ПО 5 ЕВРО ЗА СТАКАН
В каждом европейском городе, где есть река, туристам предлагают вечерние прогулки на кораблике. За 25-35 евро обещают море впечатлений, отличные виды, щедрый стол и даже живую музыку. Не буду спорить по поводу отличных видов: в темное время суток европейские столицы выглядят действительно незабываемо. Живая музыка - это, конечно, на любителя: лично я скорее заплатила бы за тишину. Отдельный разговор - ужины на корабликах, которые заслуживают того, чтобы сказать о них пару слов дополнительно. Например, в качестве ужина во время прогулки по Дунаю взрослым был предложен бокал шампанского, а детям - маленький стаканчик сока. Во время прогулки по Влтаве организаторы пошли другим путем: стол был накрыт действительно щедро, но все блюда оказались чересчур острыми и жирными. Нетрудно догадаться, что, отужинав, присутствующие захотели пить, и тут - сюрприз! Оказалось, что все напитки на кораблике стоят баснословных денег. За самый дешевый напиток - стакан воды - запросили 5 евро.
Еще один вид честного отъема денег - дегустации. Причем совершенно не важно, что это будет - винные погребки в Венгрии или пивные заводы в Чехии. За те же 25-35 евро туристам предлагают окунуться в незабываемую атмосферу, насладиться вкусом и купить вино по цене производителя. Знающие люди утверждают: это сомнительное удовольствие вовсе не тянет на заплаченные деньги. Но чтобы туристы не сообразили, что то же самое токайское вино или пиво «Крушовица» в супермаркете стоит в разы дешевле, на экскурсии-дегустации их чаще всего везут в первые дни приезда в страну.
Если вы купили тур, куда помимо прочего входят и завтраки, следует учитывать, что, например, в Венгрии, Чехии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии на завтрак в гостинице предлагается широчайший выбор блюд: мюсли, йогурты, салаты, нарезки, мясные блюда, джемы, фрукты, напитки. В Германии и Польше ассортимент чуть скромнее, а завтрак во Франции - это стакан сока, чашечка кофе и пара круассанов. И все это лучше узнавать до поездки, чтобы потом не жаловаться на плохое питание и на то, что «дурят нашего брата».
СТАЛИ В ПРОБКУ - ПЛАТИ
А вот где действительно могут обмануть без зазрения совести, так это в ресторанах. К примеру, пару лет назад японские туристы в Пизе вызвали полицию после того, как им выставили огромный счет за весьма скромный ужин в ресторане неподалеку от знаменитой Пьяцца-Мираколе. За 8 порций спагетти, 3 пива, 4 газированных напитка и 1 чай официант принес счет на 260 евро! Правда, после вмешательства полиции счет мгновенно «ужался» до 134 евро. А настоящий «профессиональный рекорд» был поставлен венгерскими тружениками, когда с иностранного туриста в ночном баре запросили 2 тыс. евро за бокал вина. Посетитель заведения мгновенно «протрезвел» и, решительно отказавшись платить, вызвал полицию.
Даже у бывалых путешественников могут возникнуть проблемы с европейскими такси. Первое, что нужно сделать в чужом городе, это прислушаться к гиду, который расскажет, как выглядят местные официальные такси - проезд в них обойдется гораздо дешевле. Но даже официальные таксисты поднимают тариф после окончания работы общественного транспорта, требуют доплату за багаж, никогда не имеют сдачи и заламывают несусветные цены, пользуясь тем, что приезжие совершенно не знают города. А, например, в Италии пассажиру приходится дополнительно оплачивать стояние в пробках.
Во время путешествия туристы часто оказываются жертвами карманников. Казалось бы, все знают, что орудуют мошенники именно в местах скопления туристов, однако известное правило «предупрежден - значит вооружен» действует не всегда. Бывалые путешественники советуют быть особенно внимательными при осмотре достопримечательностей, на пляже, в магазинах и на рынках. Распространенный прием карманников заключается в создании нервозной обстановки возле объекта кражи. Человека как бы ненароком толкают, наступают на ногу, пачкают мороженым и таким образом переключают его внимание. Часто мошенники отвлекают жертву различными вопросами или просьбами, например, показать на карте маршрут проезда. А пару лет назад в Италии арестовали группу мошенников, грабивших туристов под видом полицейских. Преступники подходили к туристу, мельком показывали фальшивое удостоверение и просили предъявить документы. Пока турист доставал документы, у него изымали деньги и ценности. Подобные инциденты отмечались также в Швеции, Испании и Польше.
Советы бывалых
* Пользуйтесь кредитной картой
* перед заказом изучите ресторанное меню и цены
* перед оплатой заказа внимательно изучите счет
* о цене в такси договаривайтесь заранее
* не оставляйте в машине ценные вещи
* не делайте спонтанных покупок на дегустациях
* остерегайтесь карманников
* если к вам обратился полицейский в гражданской одежде, вызывайте полицию.
|
КОМПЕТЕНТНО
«Это не обман, а другая культура»
- Жалобы наших соотечественников на поведение местных жителей в Египте или в Турции вполне обоснованы, - рассказывает специалист по туризму Наталья Диденко. - Но тут нужно учитывать особенности культуры арабских стран, там большинство отношений между людьми построено иначе, чем у нас. Даже в такси приходится торговаться. Нам этого не понять, а они так живут веками. Местные жители любят подарки и долго общаться во время торговли. Даже в отелях, которые рассчитаны на европейских туристов, менеджеры не могут до конца переучить персонал. Но воровства в гостиницах практически нет: если вы забудете телефон или фотоаппарат на пляже, то утром найдете его на том же месте в целости и сохранности.
Все, кто хоть раз побывал в Египте, знают, что на рынках обязательно нужно торговаться, а персоналу в отеле давать мелкие чаевые. За хороший номер нужно в паспорт положить 10 долларов. По сути это не обман, это совершенно другая культура, и ее нужно или принимать, или не ездить туда вообще.
P.S. После всего сказанного возникает закономерный вопрос: так стоит ли вообще ехать отдыхать за границу? Конечно, стоит! Но любое путешествие - удовольствие не из дешевых, поэтому элементарные особенности страны, традиции и, разумеется, местные способы обмана было бы не плохо узнавать до того, как пересекаешь границу. Чтобы не было потом мучительно больно…
Фото Людмилы МАРЧУК и из архива «КП»