21 ноября
Загрузить еще

Команду «Фаины» заставили переименовать судно в честь пиратской «принцессы»

Команду «Фаины» заставили переименовать судно в честь пиратской «принцессы»
Фото: Все четыре месяца в плену моряки «Фаины» вели календарь прямо на стене каюты.

Этот человек долгое время работал в Службе безопасности. Потом вышел на пенсию, но, как известно, «бывших» в этом ведомстве не бывает. Поэтому он принимал активное участие в мучительной операции по освобождению из пиратского плена злополучного судна «Фаина», которое перевозило в Кению тяжелое вооружение. Поскольку за четыре месяца было очень много противоречивой информации, мы решили спросить экс-сотрудника органов, как все происходило на самом деле. Он согласился, но только на условиях анонимности.

Сначала за груз и команду требовали 35 миллионов долларов

- Как изначально планировалось освобождать «Фаину?»

- Всю ответственность за освобождение экипажа и груза в соответствии с нормами морского законодательства должен был взять на себя судовладелец. Так и произошло. А спецслужбы Украины и Кении оказывали ему активную помощь.

- Как шли переговоры, кто их проводил?

- На первом этапе с 25 сентября до начала октября переговоры с пиратами напрямую вели судовладелец Вадим Альперин, его юрист Александр Меркт и руководитель крюринговой компании Виктор Муренко. В основном он общался с пиратом Али Сугуле, и, как позже разведчики выяснили, этим именем назывался не один человек, а несколько. Сомалийцы ошалели от своей удачи (к ним в руки еще не попадало судно с таким грузом!) и заломили сумасшедшую сумму выкупа. Али Сугуле требовал не меньше 35 миллионов долларов. А услышав, что это невозможно, просто бросил трубку.

- А чем в это время занимались спецслужбы?

- Пытались найти тех, кто имел бы контакты с пиратами и мог объяснить им: таких огромных денег никто заплатить не сможет. Кроме того, им было необходимо выяснить, к какой группировке принадлежат пираты и кто у них лидер.

- И им это удалось?

- Да. Все пираты проживали в провинции Галмудуг и являлись членами клана Хабарджидир и подкланов Салебан и Гарад. Власть официального правительства Сомали на эту провинцию не распространялась. Не мог помочь и президент провинции Галмудуг. Поэтому пришлось выйти на старейшин клана и вести переговоры с ними.

Операцию собирались завершить к Новому году

Американка хотела заработать на горе украинцев.

- В СМИ была версия: якобы «верхушка» клана проживала в Британии…

- Это неправда. Скорее всего, слухи появились из-за того, что судовладелец  заключил контракт с известной юридической британской компанией, которая и взяла на себя переговоры с пиратами.

- А зачем понадобилось прибегать к услугам частной фирмы?

- Это общемировая практика. У специалистов таких компаний есть опыт проведения переговоров. Судовладельцу нужно было выйти на общепринятую в таких случаях сумму выкупа - не более 1 миллиона 300 тысяч долларов США.

- С кем конкретно вела переговоры британская компания?

- Среди лиц, называвшихся на первом этапе Али Сугуле, был некий доктор Саид. На самом деле его звали Саид Шейх Хасан Дуале. В свое время он закончил в Магадишо (столица Сомали) ветфакультет, работал по специальности, потом трудился в гуманитарных миссиях в Сомали (распределял продукты питания). А выучив английский, подался к пиратам. Он был опытным переговорщиком и в конце концов 15 декабря назвал приемлемую сумму: она не превышала два миллиона долларов США, и судовладелец был готов ее заплатить. Уже стоял вопрос о том, как передавать деньги: морским или воздушным путем. По сути, к концу декабря все были готовы завершить эту операцию. 

Амира помогала

корсарам ради укрепления своего авторитета

- Но тут вмешалась некая женщина по прозвищу Амира (Амира в переводе с сомалийского - принцесса)…

- На самом деле это гражданка США. На родине она руководит крупной бизнеструктурой. В 2006 году во время политического кризиса в Сомали она поддерживала президента этой страны (он теперь в отставке) и наладила прекрасные связи среди представителей кланов и племенных объединений. Через старейшин она связалась с пиратами и заявила, что судовладелец их обманывает. Мол, в находившемся на «Фаине» грузе заинтересованы два государства - Украина и Кения. И деньги на выкуп есть - они лежат в Найроби. Надо только потребовать... Кроме того, предложила пиратам поручить переговоры ей.

- Чего она добивалась на самом деле?

- Во-первых, у нее есть бизнес в Сомали, и ей нужно было поддержать свой авторитет в этой стране. Во-вторых, она надеялась создать в Сомали некий фонд, куда бы все судовладельцы и государства перечисляли полученные за пленников деньги. А она бы эти средства распределяла и вела переговоры с потерпевшими и пиратами.

- И заработала бы на этом?

- Конечно.

- Пираты ей поверили?

- Да! Доктора Саида обвинили в мягкотелости и отстранили от переговоров. И снова озвучили сумму в 35 миллионов долларов. И даже заставили наших моряков закрасить на судне надпись «Фаина» и написать «Амира».

- И что предприняла команда освободителей судна?

- Судовладелец обратился к спецслужбам и МИДу Украины, и разведчики приняли меры. В частности, в Госдеп США ходили наши дипломаты с просьбой унять Амиру (поверьте, это нетрадиционный шаг). Просили спецслужбы США повлиять на нее. Выходили в Украине на посла США. И в конце концов отстранили ее от переговоров. Пираты поняли, что ошиблись, и «Фаине» снова вернули имя.

На плененном корабле

зарабатывали все кто мог

- Правда ли, что участвовавшие в переговорах люди получали за это деньги? Говорят, кому-то достались очень крупные суммы. Едва ли не больше выкупа…

- Я могу лишь сказать, что судовладелец понес огромные затраты. Особенно учитывая тот факт, что «Фаина» была застрахована на все случаи жизни, кроме нападения пиратов. Только британской компании он перечислил 112 тысяч фунтов стерлингов за переговоры с корсарами…

- Проще говоря, на этом судне пытались заработать все кто мог?

- К сожалению, так бывает всегда.

- С кем потом пришлось вести переговоры судовладельцу?

- Пираты создали для решения вопроса о «Фаине» так называемый исполнительный комитет, который заседал в административном центре Харадеро. И одним из важных членов этого комитета был некий инженер Мохаммед Абди. Этот человек непосредственно находился на судне и держал там дисциплину. Он требовал сначала 10 миллионов , а потом спустился до 6 миллионов долларов США. Ну а потом началось что-то невообразимое…

Россияне больше мешали, чем помогали

- Многие, особенно в самом начале эпопеи с «Фаиной», связывали надежды на освобождение моряков с российским военным кораблем «Неустрашимый». Какова его роль в освобождении и ощущали ли наши спецслужбы конкретную помощь со стороны России, чьи граждане вместе с украинцами томились в пиратском плену?

- Я не владею информацией о том, каких пиратов «устрашал» «Неустрашимый», но уж точно не тех, кто удерживал «Фаину». В районе вынужденной стоянки судна (возле сомалийского города Хобио) моряки «Фаины» его не видели.

- А как вы прокомментируете публичные заявления депутатов Думы Санкт-Петербурга о готовности участвовать в формировании суммы выкупа…

- У депутатов были благие намерения, но они заявили о них публично и, не желая этого, навредили переговорам. Об этом стало известно пиратам, которые использовали эту информацию для давления на наших переговорщиков с целью увеличения суммы выкупа.

- Поговаривают, что пираты напали на «Фаину» не случайно. Мол, их кто-то навел на судно с военным грузом…

- О том, что везла «Фаина», знали многие. Во-первых, сам экипаж. Во-вторых, по морским законам моряки должны были сообщать об этом при прохождении Босфора, Дарданеллы и Суэцкого канала. Так что теоретически могло быть всякое.

- А может быть, все дело в конкуренции на африканских рынках вооружения, где Украина занимает одно из ведущих мест? Я слышала, что для компрометации нашей страны как производителя и поставщика в ход идет не только непроверенная информация, но и откровенная ложь…

- Знаете, кто первым опубликовал копию захваченного пиратами документа, якобы указывающего на южно-суданское предназначение груза «Фаины»? Русская редакция «Би-би-си». Как он к ним попал с борта «Фаины» уже на 10-й день после захвата судна? А за месяц до захвата «Фаины», 14 августа 2008 года, комментируя успешное освобождение немецкого судна «Леманн Тимбер», где также были украинцы и россияне, агентство «Настоящая Русская Правда», ссылаясь на данные ФСБ РФ, «запустило» информацию о том, что на этом сухогрузе Служба внешней разведки Украины якобы перевозила наемников из Африки, которые затем участвовали в обстреле Цхинвала, казнях мирных осетинских жителей и диверсиях на территории России.

Уже не говорю о том, что элементарную нерасторопность российских дипломатов в Кении, занимавшихся проблемой с перевозкой тела капитана Колобкова, в российской прессе преподнесли как нежелание украинских властей и судовладельца профинансировать   его доставку в Санкт-Петербург.