Загрузить еще

Чтобы велосипед был не во вред

Чтобы велосипед был не во вред
Фото: Фото: Олег Терещенко.

На дворе лето. Многие впервые задумываются о том, как проводить свободное время с пользой. В последние годы особенно популярно кататься на велосипеде. При выборе "железного коня" легко потеряться в разнообразии нюансов. Менее всего в такой момент задумываешься о вреде, который может нанести здоровью неправильно подобранный велик. А стоило бы… 

1. Рама 

"Пол" велосипеда определяется сразу. На женском - косая рама, чтобы было легче сесть на байк, не занося ногу. Прямые рамы повышают травматизм в случае резкого торможения или падения.

Однако женщины-спортсменки не переживают на этот счет, потому на их велосипедах рамы прямые, как на мужских. Еще женская рама - короче и ниже из расчета на особенности классической женской фигуры с не очень длинными руками и невысоким ростом, чтобы не приходилось тянуться к рулю.

От материала рамы зависит не только то, насколько легко велосипед переносит аварию, но и его вес (легко ли его нести, если придется). Сталь дешевле, но тяжелее алюминия. 

2. Колесо 

То, насколько легко преодолеть бровку или кочку и остаться в седле и со всеми зубами на месте, - напрямую зависит от диаметра колеса. Он определяет "угол атаки" с препятствиями. Чем больше диаметр, тем легче велосипед заедет на бровку. 

С другой стороны, большие колеса имеют плохую маневренность. Если при диаметре 26 дюймов на байке можно прыгать, кататься по экстремальным спускам, то при 29 дюймах резко повернуть сложно. 

3. Покрышка 

Устойчивость велосипеда, а значит, и безопасность ездока зависит от ширины покрышки. Чем шире, тем легче ехать по кочкам, выбоинам, бездорожью. Но широкая покрышка не позволяет развить скорость. Потому некоторые велосипедисты, занимающиеся скоростной ездой по трассам, покупают колеса с узкой, как змейка, покрышкой. На такой легко "летать", но сложно устоять и уберечься от травм на обычных украинских дорогах. 

4. Руль 

От изгиба руля зависит посадка на велосипеде. Ортопеды предупреждают: она не должна быть прямой! Иначе происходит перегрузка позвоночника и спинного мышечного корсета. В идеале к рулю надо слегка нагибаться, но не тянуться. Угол посадки зависит от выноса руля, который крепит его к рулевой колонке. Чем больше угол, тем прямее (и вреднее для здоровья!) сидишь. 

5. Протектор 

Определяет проходимость в условиях песка, болота, леса или асфальта. Чтобы велосипед не ерзал и не застревал в песке, а велосипедист не вываливался из седла, протектор должен быть выпуклым, как зимняя резина на машине. Для езды исключительно по асфальту - более гладкий, создающий меньшее сцепление с поверхностью дороги и позволяющий развить скорость. 

6. Высота 

Высота велосипеда измеряется по раме, зависит от роста. Слишком большой или маленький "конь" грозит повышенной травматичностью, худшей маневренностью и к тому же перегружает позвоночник, которому придется либо тянуться к рулю, либо складываться в три погибели. 

Выбираем байк по росту

Размер рамы, дюймы

Ваш
рост,
см

Размер рамы, cм

13"

130 - 145

33,0

14"

135 - 155

35,6

15"

145 - 160

38,1

16"

150 - 165

40,6

17"

156 - 170

43,2

18"

165 - 178

45,7

19"

170 - 180

48,3

20"

178 - 185

50,8

21"

180 - 190

53,3

22"

185 - 195

55,9

23"

190 - 200

58,4

24"

195 - 210

61,0

7. Сиденье 

Стандартная комплектация велосипеда - с легкой, жесткой и узкой "сидушкой". Такая подойдет спортсмену. Зато любитель после первой же поездки будет с трудом ходить и садиться от боли в пятой точке. Лучше покупать "сидушку" класса "комфорт", которая шире и мягче. Либо приобрести специальные велошорты с так называемым "памперсом" - то есть со вшитыми подушечками на ягодицах. 

8. Защита 

Фонарик, звонок, светоотражающие элементы - чтобы оставаться заметным в темноте и не попасть под колеса другого транспорта. 

9. Ручки руля 

Чтобы не получить растяжение в соскользнувшей руке, необходимо покрытие (неопреновое или пробочное), которое впитывает пот. Ручки анатомической формы плотнее лежат в ладони. Если есть еще и дополнительные ручки-"рожки", перпендикулярно расположенные к основным, - на таком велосипеде будет легче ехать вверх, меняя упор на руки и перенося частично вес тела на руль.

10. Педали 

Бывают контактные (под специальную велообувь) и так называемые топтанки. Последние - вариант для новичков. Преимущество контактных: после сцепления с обувью можно разгоняться без страха, что нога соскочит. Но с другой стороны, при аварии именно сцепившиеся кроссовки с педалями могут стать причиной серьезной травмы. 

11. Шлем 

Не должен давить в височные части, иначе можно доездиться до инсульта! При любой нагрузке давление повышается. Вентиляция предохраняет от перегревания. Внутри легкий прессованный пенопласт, защищающий при падении и не перегружающий шею.

12. Велоодежда 

Легкая, впитывает пот и быстро сохнет. Значит, предохраняет и от перегрева, и от переохлаждения. Бывает с системой "остановки ветра" - для тех, кто хочет кататься быстро.

13. Очки 

Призваны защитить слизистую глаз от пересыхания на ветру, а также от мусора, мошек, пыли. Сейчас уже продают очки, убирающие блики от солнца (чтобы не слепило). 

14. Рюкзак 

Создан с максимальным учетом особенностей анатомии, чтобы не мешать маневренности велосипеда, минимально нагружая спину. Внутренняя часть спины рюкзака - обычно с анатомически расположенными подушками, которые помогают лучше прилегать и одновременно способствуют вентиляции. Если на спинке сетка - вентилирование более активное, но рюкзак в условиях экстремальной езды будет "прыгать". Рюкзаки, крепящиеся на пояс: нагрузка на позвоночник минимальная. 

КОМПЕТЕНТНО

Фото: автор. 

Рената УМАНЕЦ, консультант в центре "Мегадрайв":

- Велосипед надо подбирать "вживую". Иначе подарок может не подойти, даже если все параметры (рост, вес) известны. Горожанину, впервые во взрослом возрасте задумавшемуся о покупке байка, надо отнестись к этому ответственно. В первую очередь, не поддаваться на заманчивые предложения купить дорогой горный велосипед со скидкой - в условиях парков и асфальта такой просто ни к чему. Лучший вариант для того, чтобы просто "кататься", - так называемый кросс-гибрид. Этот позволит и в лес поехать, и по тропкам, и по песочку. Но в то же время удобен в городе. Не спешите приобретать и модные нынче "вездеходы" с большими колесами - у них плохая маневренность. 

Фото: Оскар Янсонс. 

Денис МАРТЫНЮК, консультант экипировочного центра "Команда Экс":

- Вес велорюкзака на спине не должен превышать 5-6 кг, иначе ехать будет тяжело. Это значит, что вместительность рюкзака будет около 15 л. Если он больше (30 л), то наполняйте его чем-то легким, но объемным. Если отправляетесь в велопоход - основной груз разместите в рюкзаке, который крепится на багажник байка.