16 ноября
Загрузить еще

Как отстоять свои права в споре с врачами

Как отстоять свои права в споре с врачами
Фото: Педиатр в больнице не имеет права оставлять родителей без объяснений. Фото: Thinkstock.
Все мы когда-нибудь, но оказываемся на больничной койке. Если в детстве это связано со страхом уколов, то нынче старики боятся, что "помрут, а врач и не заметит". Даже доктора-профессионалы падают жертвой маленьких зарплат и большого объема обязанностей. Справляться с этим пациентам приходится в одиночку. Невыдуманную историю о том, как десятилетняя девочка в тяжелом состоянии попала в больницу из-за поздно диагностированного осложнения при гриппе - рассказали читатели "Комсомолки". В свете украинских медицинских реалий эта история похожа на сотни других. Но в результате девочка могла погибнуть. Действия врачей и родителей Арины (имя изменено из этических соображений) прокомментировал юрист Павел Онищенко. Оказалось, что без знания законов в современную поликлинику или больницу лучше не попадать…
 
Ситуация 1. Участковый осматривал в спешке
 
Десятилетняя Аринка пожаловалась на головную боль и слабость три недели назад. Первый визит в местную поликлинику особых результатов не дал - отстояв очередь в 30 человек, Арина с папой попала на прием к участковому последней, за десять минут до конца смены врача. В итоге доктор, который торопился закончить прием, провел осмотр "на ходу", прописал несколько общеукрепляющих препаратов. Уже через несколько часов у ребенка резко повысилась температура.
  
Юрист Павел Онищенко.
Юрист:
 
График работы педиатра регулирует приказ Минздрава №319 от 25.05.2006. Доктор амбулаторно принимает 33 часа в неделю. Время считается до минуты. Если последний пациент попадает за 10-15 минут до конца приема, ему обязаны уделить полноценное внимание: провести осмотр, послушать, выписать рецепт и направление на анализы. Если врач отказывается принимать или делает это в спешке, пациент (или его родители, если речь о ребенке) имеет право написать жалобу на имя главврача поликлиники или в Минздрав.
 
Ситуация 2. Скорая не хотела приезжать, а потом - госпитализировать
 
- Уже через сутки я ничем не могла справиться с жаром и приступами кашля у дочки. Я позвонила в скорую, где мне сказали повторно обратиться к доктору и вызвать его на дом. Врач оставил прежний диагноз - ОРЗ. Хотя я настаивала, что все симптомы очень похожи на грипп, о котором писали в газетах и говорили в новостях! - возмущенно рассказывает Александра Петровна, мама Арины. - На следующее утро у Арины началась рвота. Попыталась вызвать скорую еще раз. По телефону мне… снова посоветовали пригласить врача на дом. Но я настаивала на госпитализации. Как оказалось, не зря - у дочери уже была двусторонняя пневмония!
 
Юрист:
 
В больницу отправляют пациентов с внезапным ухудшением состояния: нарушением функций органов или систем, острым развитием заболевания с гипертермической реакций (температура. - Авт.), интоксикацией (рвота. - Авт.), интенсивной болью. Так что родители Арины имели право настаивать на госпитализации уже при первом резком повышении температуры. Об этом говорится и в Порядке организации медобслуживания и направления пациентов в заведения охраны здоровья, утвержденном приказом МОЗ №646 от 25.10.2011. Транспортировка пациента - обязательно на специальной машине в сопровождении врача. Если родители ребенка настаивают на госпитализации, врач не имеет права отказать! 
 
Ситуация 3. Врач оставил девочку с рвотой без внимания на полтора часа
 
В больнице Арину с мамой встретил дежурный педиатр, велел выделить койку и… надолго пропал. За это время у девочки было еще три приступа рвоты. Никаких объяснений мать добиться от персонала не могла. Удалось лишь немного напоить ребенка водой, чтобы избежать обезвоживания. Через полтора часа наконец на больную обратили внимание: дали укол против тошноты.
 
Юрист:
 
Согласно ст. 6 и 39 ЗУ "Основы законодательства Украины про охрану здоровья" каждый имеет право на получение своевременной и полной информации о состоянии своего здоровья, возможном риске и осложнениях. То есть педиатр в больнице не имел права оставлять родителей девочки без объяснений. Кроме того, в данном случае имеет место халатность доктора, который не должен был оставлять ребенка без предоставления врачебной помощи (присутствие на этаже медсестры и санитара - не в счет. - Авт.). Педиатр должен был решить проблему больного, дать лекарство, которое облегчит его состояние. Если же у доктора наплыв пациентов и нет времени уделить внимание каждому, надо прибегнуть к помощи других специалистов больницы. Интоксикация и высокая температура считаются острыми состояниями, требующими немедленного вмешательства.
 
Ситуация 4. На дообследование отправили на… автобусе
 
- Нас отправили делать рентген и дообследование. Кабинет рентгенографии находится в 5 километрах от больницы, но выделить машину скорой для дочери не смогли. Сказали, что все на вызовах. Думали, поедем на автобусе. К счастью, отец другого ребенка отвез на автомобиле, - рассказывает мама Арины.
 
Юрист:
 
Согласно тому же приказу МОЗ №646 пациентам, которым требуется высокотехнологическая помощь, предоставляют санитарный транспорт, который обязан доставить до места, а также сопровождающего врача. Отправка тяжелобольного ребенка на обследование в транспорте родителей или автобусе, в которых нет условий для перевозки больных, - грубое нарушение закона. Если специализированной машины не нашли - консультантов или специалистов для постановки диагноза должны вызвать в больницу к больному.
 
Ситуация 5. Дежурный врач ушел ночевать домой
 
Сильное лекарство против пневмонии стало причиной развития у Арины побочного эффекта - начался понос. К несчастью, первые симптомы дали о себе знать глубокой ночью. Мама попросила дежурную медсестру облегчить состояние ребенка, но та отказалась без предписания доктора что-либо делать. Но и связываться с ним ночью не стала.
 
Юрист:
 
Право на медпомощь гарантируется каждому вне зависимости от времени суток. В больнице для этого существует дежурство врачей. Если в отделении не было дежурного педиатра, надо было обратиться к врачу из другого отделения. Это должна делать медсестра. Отказать пациенту (или его представителям, родителям. - Авт.) медсестра не имеет права. Но она не может действительно дать лекарство по собственному усмотрению. Родителям также запрещено давать ребенку лекарства без предписания врача, ведь больной уже принимает курс лечения, и любое вмешательство может быть опасно, а ответственность упадет на медучреждение. В такой ситуации рекомендую не предпринимать ничего самостоятельно, а настаивать на немедленном осмотре ребенка. Если медперсонал отказывается - это повод обращаться в суд.