- ...В юности у меня было два друга - оба Петровы. Чтобы не путать, одного мы звали просто Петров, другого - Петров-Водкин. Чем этот другой даже гордился. И мы заодно с ним
Потому что очень уважали Кузьму Сергеевича, знали репродукции его самых знаменитых картин... То же "Купание красного коня". Или очень близкие тогда нашему провинциальному вкусу натюрморты. Вот обычная серо-серебристая селедка на синем листочке грубой бумаги, две картофелины и кусочек ржаного хлеба. А тут - стакан воды и коробка спичек. Или: кисть винограда и яблоко. Все! Просто и понятно. И мы не раз поднимали бокалы светлой памяти этого живописца, "почти родственника".
Кстати, название любимого нашим народом спиртного напитка в фамилии Петрова-Водкина (1878 - 1939 гг.) - художника с таким знакомым русским лицом - вовсе не было модной приставкой-псевдонимом, подчеркивающей наличие простонародных корней. Происхождения он был действительно что ни на есть пролетарского - сын сапожника Водкина и горничной Петровой.
По всем тогдашним канонам стать бы Кузьме тоже сапожником. Но мальчишку из небольшого волжского городка Хвалынска понесло совсем в другую сторону - в искусство.
Еще в детстве он познакомился с мастерами-иконописцами - старовером Филиппом Парфенычем и жившим в скиту монахом Варсонофием. Эти впечатления отразятся потом не только в церковной живописи художника - а Петров-Водкин и иконы писал ("Мадонна с младенцем", 1923 г.), и храмы расписывал - в Сумах, Хвалынске, Кронштадте... Но и в его "светских полотнах" дома похожи на божьи храмы и соборы, а образы женщин ("Мать", 1915 г., "Материнство", 1925 г.) - вылитые мадонны. Та же печать светлой печали на красивых лицах. И как будто озарены они внутренним, плавно текущим светом. Кузьма Сергеевич мастерски владел этим необычным приемом, который теперь, говорят, используется в живописи нечасто. Может, потому эти картины - не только в подлинниках, а и в репродукциях, - так завораживают.
|
Краски на его полотнах какие-то особые, тона - сочные и чистые. И пространство "внутри рамы" как бы раздвигается... Символы и аллегории обретают смысл.
"Купание красного коня" (1912 г.) стало самым ярким, "вершинным" выражением необычного почерка художника. Это полотно он выстрадал в родном Хвалынске. "В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой, - вспоминал Петров-Водкин. - Я начал писать купание вообще... В процессе работы предъявлял все больше и больше требования чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость".
Простенький сюжет... А получается - художник оставил нам свое поэтическое размышление о судьбах родины, которое и сегодня нас тоже так волнует, так тревожит душу.