Напрасно вы думаете, что Аполлинарий Васнецов был тенью своего знаменитого брата Виктора Васнецова. Рискну сказать, что он, быть может, даже более интересен зрителю - прежде всего как изобразитель древней русской столицы.
Недаром его называют певцом старой Москвы. Это сейчас певцы поднимают руку на женщин, а в конце XIX века они поднимали руку над мольбертом, крепко, но трепетно держа в кисти кисть.
Именно Аполлинарий Васнецов открывает перед нами ту Москву, о которой грустят археологи, печалятся историки и размышляют всякие прочие защитники красивой старины и удивительной архитектуры. Даже его ранние и оттого не самые выдающиеся с технической точки зрения "Вид на Крымский мост" или "Кремль и Храм Спасителя со стороны Нескучного сада" поэтичны, насколько поэтичными могут быть картины, и в то же время исторически достоверны.
"Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, - писал Аполлинарий Васнецов, - я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами".
Но Васнецов-младший не был бы Васнецовым, если б рисовал одну лишь Москву. Будучи человеком не просто увлекающимся, а увлекающимся глубоко и надолго, он был многогранен и взыскателен к жизни. Аполлинария Васнецова интересовали геология (будущий художник намеревался даже поступать в Геологический институт, но брат отговорил), архитектура, литература (он зачитывался Некрасовым, Чернышевским, Писаревым), география, астрономия. Собственно, это и отразилось на работе, вернее, на тематике его полотен. Шикарные пейзажи появлялись у него после многомесячных путешествий по городам и весям (к примеру - "Днепр перед бурей"). Став членом-учредителем Московского общества любителей астрономии, он написал "Солнечное затмение на Вятке". Вступив в ряды Комиссии по охране древних памятников при столичном Археологическом обществе, Васнецов-младший создает свой знаменитый "Московский застенок".
Художник признавал, что наблюдательность у него - от отца, священника. "Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", - напишет позднее в автобиографии Аполлинарий.
При всем при этом у Васнецова-младшего не было художественного образования. Учился он посредством общения - с братом и его великими знакомыми: Репиным, Коровиным, Левитаном. Не хватало на пропитание - художник иллюстрировал книги и журналы. Втянувшись, он даже начал было писать рассказы. Но вовремя остановился - иначе бы мы потеряли отличного художника и заимели бы хорошего писателя.