Сергей ПОНОМАРЕВ, зам. главного редактора "КП", рассказывает о своем любимом художнике:
Золотой поцелуй Климта
- Я шел по саду венского Бельведера, дворцового комплекса практически в центре австрийской столицы, что был построен еще в первой половине XVIII века как летняя резиденция принца Евгения Савойского. Помпезные барочные дворцы-павильоны, разноцветные альпийские газоны, фонтаны и каскады… Кто бы знал, как этот тщательно воспроизведенный аристократический экстерьер и культивируемая атмосфера роскоши не вяжутся с главной ценностью ансамбля Верхнего Бельведера, где сейчас располагается Австрийская художественная галерея, - картинами Густава Климта. "Юдифью" и тем самым золотым "Поцелуем", что разошелся по всему миру в миллионах экземпляров репродукций, настенных ковриков, футболок и даже оберточной бумаги.
Вена и Климт - понятия сколько нерасторжимые, столько и странные в своем единстве. Надо знать время и место, где он творил. Последняя четверть XIX и первые два десятилетия XX века. Правящая уже почти 500 лет династия Габсбургов во главе с престарелым императором Францем-Иосифом. Столица Австро-Венгрии - гигантской империи, занимавшей почти десятую часть территории современной Европы, - кремово-пастельная и чопорная Вена. С набережными и парками голубого Дуная. С Грабеном и Кертнерштрассе - блистательными улицами самых дорогих магазинов и ювелирных лавок. С нереальной по размерам венской Оперой и монументальными особняками-дворцами Рингштрассе (аналога и предшественницы московского Садового кольца) - кстати, в декоративной росписи в нескольких зданиях на Ринге - "Бургтеатре", художественно-историческом музее - молодой Климт участвовал вместе с младшим братом Эрнстом (тогда он исповедовал пышный классический стиль).
Эх, что это была за жизнь! Эти размеренные светские сезоны с ежегодными балами и концертами лучших мировых оркестров - Гайдн, Моцарт, Шуман…
Как Климт "отпал" и "отделился" от классической традиции? О-о-о, весьма решительно, прежде всего порвав с тогдашней ханжеской пуританской моралью. Модели без комплексов, среди них было много венских проституток… В картине "Голая правда" (1899 год) обнаженная рыжая дама держит символическое зеркало истины, а над ней, прямо на стене, цитата из Фридриха Шиллера: "Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло". Конечно, и этот манифест нонконформизма, и сами откровенно и даже нарочито эротические картины Климта, их стилистику называют "роковым эротизмом", не могли не шокировать публику.
На картинах Климта очень часто встречаются обнаженные женщины с "огненными" головами. Они очень хорошо вписывались в золотой период его творчества. А еще - возможно, потому, что Климт не был никогда официально женат, - его постоянной спутницей и моделью с середины 90-х до конца жизни была рыжеволосая Эмилия Флёге, родная сестра жены умершего брата Эрнста. Некоторые критики считают, что именно она изображена на "Поцелуе", а мужчиной-соблазнителем там - сам Густав…
В 1906 году Климт еще раз решительно поменял свои эстетические предпочтения, создав новый Союз австрийских художников, в который вошли юные разрушители художественных традиций - резкий и угловатый Оскар Кокошка, Эгон Шиле с его нарочитой, подчеркнуто вульгарной чувственностью. Это была настоящая арт-революция. Настоящая революция, случившаяся чуть позже, в 1918-м, не только развалила империю на мелкие географические кусочки, но и убила ее художественных провозвестников. В тот страшный год Климт умер 6 февраля - после инсульта у него развилась пневмония. Спустя полгода, 31 октября, от "испанки", эпидемия которой волной прошла по Европе, скончался Шиле. И только Кокошка прожил еще больше 60 лет, почти дотянув до собственного столетия. Как последний осколок золотого периода австрийской живописи.
БУДЬ В КУРСЕ!
Художники Кадочников и Зайцева определят обладателей "Мировых бестселлеров"
30 сентября в пресс-центре украинской "Комсомолки" разыграют 200 тридцатитомных коллекций "Мировые бестселлеры". Как мы сообщали раньше, все, кто подписался на 51 - 80-й альбомы "Великих художников", стали участниками нашей акции (подробнее об этом можно прочитать на сайте www.market.umh.ua)
Чтобы никто не сомневался в том, что победителей мы определим честно и беспристрастно, роль арбитров сыграет творческий тандем членов Союза художников Украины - Стас КАДОЧНИКОВ и Татьяна ЗАЙЦЕВА. А каждый подписчик "Великих художников" сможет следить за происходящим в пресс-центре через сайт kp.ua, на котором состоится видеотрансляция в режиме онлайн. Там же, на сайте kp.ua (а также на сайте www.market.umh.ua), будут опубликованы имена 200 победителей.
Розыгрыш и трансляция начнутся 30 сентября - ровно в 12.00.
Адрес пресс-центра "КП" в Украине": Киев, ул. Фрунзе, 104, 5-й этаж.
По вопросам подписки на "Великих художников" можете звонить (044) 207-97-19 по будням с 09.00 до 18.00.
Больше о "Великих художниках" читайте здесь>