Загрузить еще

Представляем 52-й альбом книжной коллекции "КП" - Климт Голая правда

Представляем 52-й альбом книжной коллекции
Фото: Эгон Шиле. Густав Климт в синем халате.

С золотыми браслетами на запястьях, с наброшенной на плечи золотой шалью, в золотом кресле и в золотой комнате… Адель Блох-Бауэр, хрупкая и болезненная, - нервно заломленные руки, болезненный румянец на щеках и огромные печальные глаза. Она словно бы замурована в окружающее ее золото, раздавлена им. Удел богатых выражен так просто и красноречиво, как мог только Климт. И чужие глаза - те, что на золотом платье, водопадом стекающие к ее ногам, как олицетворение образа светской львицы, которой суждено быть всегда на виду, в эпицентре зависти, сплетен, скандалов. Причем и в обычном, и даже в сакральном смысле, ведь каждый глаз у Климта заключен в треугольник, а это старинный символ Бога-отца, как бы в подтверждение присказки "Бог - не фраер, правду видит…". 

И правда очевидна: Адель Блох-Бауэр на картине Климта трогательна, богата, популярна - и совершенно несчастлива. 

Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр. 

Она такой и была. "Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и темная", - вспоминала о ней племянница Мария Альтман, отсудившая климтовский портрет тетки у Австрийского государственного музея. 

Климт писал Адель много раз. Впервые - как "Юдифь", где точно так же заковал ее тело, болезненное и обнаженное, в золотой панцирь, и это была одна из первых картин его самого востребованного периода - золотого. Более того, "Юдифь", так шокировавшая австрийцев своей наготой, что ее называли порнографической, понравилась и Адели, и ее мужу, Густаву Блоху, наверное, потому, что оба они уловили в этой картине глубину и новый взгляд… 

Хочу предположить, что сам Климт пытался вложить в эти золотые портреты еще больший смысл. Впрочем, об этом можно только догадываться, он ведь не вел дневников, не описывал своих переживаний, никогда не комментировал собственные работы, потому что считал: если идея не ясна, значит, картина не удалась. Но представить его мысли так же легко, как его самого - неуклюжего простака в салоне у Блох-Бауэр. Парень из венского маргинального пригорода - Баумгартена, застенчивый хулиган, не умевший связать двух слов, знавший не понаслышке, что такое бедность и голод, но робевший в окружении показной салонной роскоши, объяснял зрителям, что ни власть, ни богатство, ни даже красота никому не приносят счастья. 

И словно бы в подтверждение этой мысли - сама история созданных им полотен. Адель рано умерла, Климт - еще раньше. Тридцать лет спустя, когда нацисты пришли к власти в Австрии, Густав Блох бросил свое имущество и бежал за границу, спасаясь от расправы над евреями. В его летней резиденции поселился Рейнхард Гейдрих, шеф Главного управления имперской безопасности. Рассказывают, он очень любил "Портрет Адели Блох-Бауэр". Останавливался перед ним, разглядывал и о чем-то подолгу размышлял. О чем? Может, о том, что и его самого ни власть, ни богатство не делают счастливым и не спасут от возмездия? (Гейдриха убили чешские подпольщики в 1942-м…)

Почему-то не удивительно и то, что спустя сто лет портрет у Марии Альтман один американский коллекционер купил за рекордную сумму - 127 миллионов долларов. Наверное, понял, разглядывая портрет, настоящую правду. Деньги - пыль, а вечными остаются лишь настоящее искусство и настоящая любовь. 

ВИКТОРИНА "КП"

Ответь на наш вопрос - и получи альбом "Климт" 

 

До 26 сентября отошлите на номер 7121 SМS с текстом 71art Х, где Х - ваш вариант ответа. Имена победителей мы назовем в номере за 22 сентября. 

Правильный ответ на вопрос предыдущей викторины - №4. Улица, на которой родился Казимир Малевич, сейчас носит имя красного командира Василия Боженко (в прошлом она называлась Бульонная). Кстати, уже решено переименовать ее в улицу Малевича. 

Поздравляем победителя - Сергея Новикова, инженера из Днепропетровска.