22 ноября
Загрузить еще

Представляем 51-й альбом книжной коллекции "Малевич". Уже в продаже!

Представляем 51-й альбом книжной коллекции
Фото: Казимир Малевич. Автопортрет, 1933 год.

Андрей ХРУСТАЛЕВ, заместитель главного редактора "КП", - о своем любимом художнике: 

Мадонна ХХ века 

Ни одна картина во всей истории искусства не вызывает такого возмущения зрителей, как "Черный квадрат" Казимира Малевича. Во-первых, и я бы так мог! Почему же я тогда не бессмертный классик? Во-вторых, нарисовать простую геометрическую фигуру - и потащить творение на выставку с криком: "Вот он, шедевр!" -  это верх цинизма. Хотя нет, конечно. Верх цинизма - заявить там же, на выставке, что над этим полотном Малевич работал несколько месяцев. Хотя доподлинно известно, что потратил около часа. И появился этот квадрат лишь потому, что организаторы выставки просили прислать как можно больше работ. 

Одним словом, с Малевичем все ясно. Неясно только, как еще находятся дураки, которые пытаются что-то в этом черном квадрате разглядеть, какую-то философскую подоплеку подвести под мазню самовлюбленного проходимца, которого даже в художественное училище отказывались брать (Малевич пытался поступить не раз, пока рукой не махнул). 

В оправдание художника скажу лишь, что все-таки он говорил правду - о нескольких месяцах работы над "Черным квадратом". То есть саму-то картину он, может, и за час написал, но путь, который прошел от идеи до воплощения, действительно занимал несколько месяцев, точнее, около двух лет. Не так уж много, если учесть, что эту работу Малевича, кстати, нашего земляка - он ведь родом из Киева - ценители искусства считают одним из самых мощных произведений минувшего столетия. 

Но "Черный квадрат" лишен смысла без контекста, а контекстом, конечно, является вышедшая в свет в 1913-м опера футуристов "Победа над солнцем". Либретто Алексея Кручёных, музыка Михаила Матюшина, художник-оформитель, естественно, Казимир Малевич. Там же и появляется впервые черный квадрат как сценическая декорация. 

Опера о том, как жители выдуманной страны - будетляне - решили пленить солнце, чтобы заменить его электричеством. Зачем, черт его знает. Но скорее всего это означало победу техники над пассивной природой. Что еще важнее, пленив солнце, будетляне нарушили законы физики и даже стали бессмертными "людьми будущего". 

Черный супрематический квадрат (так он правильно называется), 1915 год.

"Конца не будет!

Мы поражаем Вселенную!

Мы вооружаем против себя весь мир", - 

поют будетляне, и в этом тексте, как и в опере в целом, - предчувствие революции, жажда рушить прошлое, безоглядная вера в силу разума и прогресса - та вера, которая такую злую службу сослужила человечеству впоследствии. А черный квадрат - это символ плененного солнца и одновременно его антипод (солнце Малевич изобразил бы как белый круг) - самоуверенный разум в противовес романтическому несовершенству природы.  

После выставки 1915 года знаменитый критик Александр Бенуа, не разделявший увлечения футуризмом, в сердцах назвал "Черный квадрат" иконой, которую  футуристы ставят взамен Мадонны. И он был прав! 

"Черный квадрат" у Малевича получился страшным и совершенно оправданным предчувствием ХХ века. В лике его Мадонны - и сталинизм, и фашизм, и атомная бомба, и озоновая дыра над Антарктикой, и все прочие плоды безоглядной веры человека в собственные силы. 

И как ушедший век, лик его Мадонны мрачен. Ведь солнце в плену, и больше нет ни лучика. 

Больше о "Великих художниках" читайте здесь>