21 ноября
Загрузить еще

Представляем 50-й альбом коллекции "КП" - "Пикассо"

Представляем 50-й альбом коллекции
Фото: «Кубический» портрет Пабло Пикассо, выполненный художником Хуаном Грином. 1912 год.

Пикассо. Кто не слышал имя этого блестящего художника? Кстати, лучшего художника последних ста лет - по версии читателей журнала "Таймс", и уж точно самого дорогого за этот период. Всего одна его картина, проданная в прошлом году на аукционе "Кристи" - "Обнаженная, зеленые листья и бюст" - "затянула" на 106 миллионов долларов! А сколько денег всего выложили за его произведения ценители искусства, сейчас и подсчитать-то никто не решится. Кстати, из музеев чаще всего крадут именно его картины, у воров он популярен именно потому, что ценится особенно дорого. 

Собственно, об этом парадоксе и хотелось порассуждать: талант и деньги. Иной раз приходишь к мысли, что вещи эти и вовсе несовместимые. Как сказал один знаменитый французский критик начала ХХ века: "Настоящий художник должен быть голодным". 

Осень 1916 года Пикассо встретил в Париже голодным, но свободным, как и большинство представителей богемы. Это был переломный год его жизни: 35 лет - творческая зрелость, мастерский почерк, собственный стиль, а признания нет.  Пикассо к тому времени уже был признанным основоположником кубизма - одного из его главных стилей. Портрет, пейзаж, жанровая картина сводились у него к многочисленным плоскостям, образующим единое целое. Переход между передним и задним планом, между главным и второстепенным часто размывался в угоду эстетической гармонии. Никаких философских глубин в кубизме не угадывалось, впрочем, и в других направлениях искусства начала ХХ века - дадаизме, экспрессионизме, абстракционизме, сюрреализме - их тоже не было. Не было и признания у художников-авангардистов - деньги они зарабатывали случайными заказами, так что пирушка в дешевом кабаке с друзьями часто являлась для них пределом мечтаний. Зато Париж бурлил творческими идеями, каждый художник считал себя революционером в искусстве и потрясателем устоев. Наверное, они и могли стать таковыми - не хватало только деловой хватки и грамотного пиара, как сказали бы сейчас. 

И Пикассо был таким же. Коммерческая привлекательность его не интересовала вовсе. Он писал нищих, пьяниц, проституток ("голубой период", серо-голубая гамма с одной стороны подчеркивала атмосферу депрессии и безысходности), потом заинтересовался уличными танцовщицами и клоунами ("розовый период"). Обожал образную тайнопись - в его картинах шифровались номера телефонов, адреса домов и кабачков, имена возлюбленных… Одним словом, развлекался вовсю. Ведь даже в 35 лет еще не знал, что ему действительно предстоит стать потрясателем устоев… 

Деловой хватке и грамотному "пиару" Пикассо научили русские. Собственно говоря, русские и сделали его известным - они сразу поняли, что гениальному художнику для популярности и признания не хватает небольшого скандальчика. 

В сентябре 1916 года знаменитый (в будущем) писатель Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговорили Пикассо познакомиться с Сергеем Дягилевым, который как раз планировал ставить в Париже новый балет - "Парад". Разумеется, авангардный и сюрреалистичный. Но что еще хуже, антивоенный. И это когда Первая мировая война из победоносной кампании превратилась в отвратительную, утомляющую бойню.  

Дягилев заражает художника своими идеями,  берет его с собой в Рим, где знакомит со своим балетмейстером - Леонидом Мясиным и актерами русской труппы. Пикассо воодушевлен, он днем и ночью работает над декорациями. "Нужно еще больше абстракции, - просит его по ходу работы Дягилев. - Нам не нужна красота и гармония!"

…И вот премьера "Парада". Многообещающий анонс: "Спектакль правдивей, чем сама правда". Великосветскую публику бросают в пропасть авангардизма, смешанную с антивоенной тематикой, глумлением над патриотизмом и французской армией. Публика едва не сорвала спектакль. "Русские жлобы! - кричали в зале. - Долой русских, Пикассо - жлоб!" Дело дошло до мордобоя. Пикассо был в ужасе, а Дягилев довольно потирал руки. И оказался прав. Последовал настоящий вал разгромных заметок в прессе. "Грязный мазила и пачкун", - величали Пикассо мэтры театральной и художественной критики. Но так много ни о Пикассо, ни о каком другом парижском художнике не писали вообще никогда. Через неделю после премьеры "Парада" Пикассо стал знаменит. И через год, когда закончилась война, стал живым классиком.

А еще он влюбился! Естественно, в русскую балерину - Ольгу Хохлову, и скоро женился на ней. Так что не только успеху в бизнесе он обязан русским.

Портрет Ольги Хохловой (Ольги Пикассо), 1923 год.

ВИКТОРИНА "КП"

Ответь на наш вопрос - и получи альбом "Пикассо" 

В каком из этих городов нет памятника великому художнику?

1. Париж 

2. Рим

3. Москва 

4. Львов 

5. Мадрид 

До 12 сентября отошлите на номер 7121 SМS с текстом 71art Х, где Х - ваш вариант ответа. Имена победителей мы назовем в номере за 15 сентября. 

Правильный вариант ответа на вопрос предыдущей викторины:  №5 - На предложенной картине Дюрер изобразил себя самого. Поздравляем Ларису Качулину, логистика из Киева. 

*Стоимость сообщения для совершеннолетних абонентов всех национальных GSM операторов  на номер 7121 - 1,00 грн. Тариф указан с учетом НДС. Дополнительно удерживается сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5% от стоимости услуги без учета НДС. Отправляя сообщение, вы даете согласие на получение дополнительной информации от компании ИД УМХ о ее услугах и услугах партнеров. Несоблюдение всех условий отправки SMS не гарантирует успешного оказания услуги. ЗАО "Украинские Радиосистемы", лицензия НКРС № 120093 от 16.05.2006 г. ООО "АСТЕЛИТ", лицензия НКРСУ АБ № 222715 от 17.11.2005 г. Лицензия Госсвязи серии АА № 720189, выдана ЗАО "УМС" 29. 12. 2004 г. Услуга предоставлена при техподдержке ООО "Издательский Дом УМХ". Телефон поддержки 0(44) 207-33-03. 

Больше о "Великих художниках" читайте здесь>