Александр МЕШКОВ, корреспондент отдела культуры, рассказывает о своем любимом художнике - Борисе Кустодиеве:
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, в бедной семье священника, кандидата богословия (священники тоже бывают бедными!). Ему суждено было продолжить богословское дело отца. Но однажды Борис, будучи уже студентом семинарии, забрел на выставку художников-передвижников и, потрясенный, вдруг сам страстно захотел тоже передвигаться по жизни с кистью и мольбертом.
Он стал настойчиво овладевать секретами живописи у местных художников, а потом вообще бросил богословие и подался в Петербург, в Академию художеств. Художества Кустодиева сразу приметил сам Илья Ефимович Репин (Кустодиев в благодарность потом напишет его портрет).
Человек-праздник
В учении Борис преуспел и вскоре стал знаменит и востребован. О его популярности красноречиво свидетельствует тот факт, что он писал даже портрет императора Николая Второго.
Кустодиев очень любил рисовать праздники - особенно почему-то Масленицу. Рождество он совсем не рисовал. И Пасха в его творчестве не отражена. Про Новый год я вообще молчу. Красоту разухабистой русской Масленицы он воспел в картинах «Масленица», «Гуляние», «Масленичное гуляние» и даже в портрете Шаляпина не мог удержаться и подрисовал ему сзади Масленицу.
Другая его страсть - купчихи. Никто до Кустодиева так не воспевал купчих. Если бы не он, мы бы и не узнали, что они такие дородные. А что им не быть дородными на купеческих харчах-то!
Красоту, силу и величие русской бабы Кустодиев воспел в картине «Красавица», которая сразу завоевала любовь мужской части ценителей настоящего искусства, а репродукция картины заняла достойное и прочное место над кроватями холостяцких общежитий пролетариев.
Но сказавши «а» - говори «б»! Мужики-то ждут! Закономерным продуктом его усиленной работы в совершенствовании образа купчихи стали картины «Купчиха с зеркалом», «Русская Венера» (судя по пышным формам не иначе, как купчиха!), «Купчиха за чаем».
Образ купчихи с каждой новой работой усложнялся. И наверняка эта галерея была бы продолжена. Художник уровня Кустодиева может рисовать купчиху бесконечно. Я прекрасно представляю себе и «Чаепитие купчихи в Мытищах», и «Купчиху на красном коне», «Купчиха на Масленице», «Купчиха на открытии второго конгресса третьего Интернационала», выполненные в блестящей, гротескной, неповторимой кустодиевской манере.
Это что за большевик?
Почти все его картины исполнены радости праздника и доброй иронии (кроме разве что картины «Большевик», со свирепым мужиком, громадными сапожищами топчущим мирных демонстрантов).
Сколько красивых купчих и веселых Маслениц могло бы еще выйти из-под кисти этого певца русской красоты, но нелепая смерть прервала работу Кустодиева. Он болел костным туберкулезом с 1909 года. И навсегда останется загадкой, откуда этот хворый человек черпал силы. Он постоянно участвовал в выставках, сотрудничал со множеством журналов, занимался скульптурой, оформлял спектакли, уличные праздники, рисовал марки, карикатуры, шаржи, иллюстрировал книги и даже играл в театре.
Умер он 26 мая 1927 года в холодной, полутемной квартире в Петрограде, до последнего мига земной жизни работая над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха». Увы! В этом эскизе вы уже не найдете ни одной купчихи.
Со смертью Кустодиева закатилась эра мечтательных и томных купчих, но зато пришло время мускулистых и мужественных строительниц светлого социалистического будущего...
Больше о "Великих художниках" читайте здесь>