С детства он мечтал стать священником, да и походил на священника - рыжая бороденка, худое, аскетическое лицо с выдающимися скулами. Распространен такой типаж среди людей духовных. Вернее, не совсем точно я выразился: походил он на священника все больше на автопортретах. Да и других людей, которых уважал, например, императора Николая II (1915 год), изображал такими же бородатыми аскетами. А вот, судя по фото, в жизни Борис Михайлович Кустодиев (1878 - 1927) выглядел по-другому - веселым, розовощеким, полным жизни.
Кустодиев необыкновенно быстро для молодого художника завоевал славу. Да еще если учесть, что приехал он покорять Питер из провинциальной Астрахани. Но заказчики к нему выстраивались в очередь, пресса брала интервью, а когда появлялся на светских раутах, то служил своеобразным эталоном их статусности.
Слава у Кустодиева была заслуженной. Еще когда он только поступил в Академию художеств и помогал Илье Ефимовичу Репину в работе над этюдами к «Торжественному заседанию государственного совета», свой талант проявил в полной мере. Во-первых, в этой серии этюдов и портретных зарисовках справился с техническими задачами. Во-вторых, понимая, для кого именно он работает, легко «вписался» в творческую манеру Репина. Хотя ближе ему, как считают искусствоведы, был Серов. Он так же любил длинные мазки, любил подчеркивать артистизм своей модели, ее внутреннюю природу.
А кроме того, Кустодиев тонко чувствовал линию, обладал твердым штрихом, работал с литографией и гравюрой, иллюстрировал произведения знаменитых тогда литераторов.
|
И все же именно в живописи он смог раскрыться в самой полной мере. Вот как о нем писал знаменитый критик Александр Бенуа:
«…Настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость…»
Кустодиев сравнительно быстро нашел свою манеру. Модель у него словно бы произрастает из окружающего пейзажа или интерьера и представляет благодаря этому и некий обобщенный образ, и в то же время неповторимую индивидуальность.
Но не только портрет интересовал Кустодиева. В жанровой картине он тоже добился успеха. В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами, новыми по своей концепции, - сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты нового, наступающего как раз в те годы высокого стиля в искусстве - модерна.
|
Именно модерном, предлагающим отказаться от скучного реализма, веет от его зрелищных, декоративных работ, раскрывающих характер русского человека. И в то же время есть в ней и реализм - на типических образах создает автор сказку о красивой провинциальной русской жизни.
В 1909 году Кустодиев тяжело и неожиданно для всех заболел. Диагноз страшный и сегодня - туберкулез позвоночника. В те годы его практически не лечили. Несколько операций приносили лишь временное облегчение, и последние 15 лет жизни Кустодиев ходить практически не мог. Передвигался в инвалидном кресле. Но именно в эти последние годы у него рождаются самые яркие, позитивные, наполненные любовью к жизни работы.
Ну и о революции. В отличие от многих своих современников Кустодиев революцию принял. Правда, как-то по-своему, по-особому. Уже в последние годы создает он несколько ярчайших, поражающих воображение работ.
Самая известная из них - «Большевик» (1920 год). Шагает в заполнившей улицы толпе огромный двадцатиметровый мужик. В руках у него - красное знамя, тоже огромное, края которого теряются где-то вдалеке. Шагает прямо на церковную колокольню - купола в звездах. И кажется, сейчас сокрушит ее. По крайней мере взгляд у него грозный, рыжая борода, суровое аскетическое лицо и истовый взгляд исподлобья.
Ох уж эти Кустодиевские бороды... Очень много они рассказывают.
ВИКТОРИНА «КП»
Ответьте на наш вопрос - и получите альбом «Кустодиев»!
Что неправильно на этой знаменитой картине Кустодиева «Купчиха за чаем»? (1918 г.)
1) Прасковья Петровна Кутайсова, изображенная на этой картине, вовсе не купчиха, а графиня.
2) На столе разрезанный арбуз.
3) Настоящая купчиха никогда бы не позволила надеть желтые серьги с голубым головным убором.
4) На улице определенно холодно, а героиня сидит с обнаженными плечами.
5) Чай в те времена не пили из блюдца.
До 11 апреля отошлите на номер 7121 SМS с текстом 71art Х, где Х - ваш вариант ответа. Имена победителей мы назовем в номере за 14 апреля.
Стоимость сообщения для совершеннолетних абонентов всех национальных GSM операторов на номер 7121 - 1,00 грн. Тариф указан с учетом НДС. Дополнительно удерживается сбор в Пенсионный фонд в размере 7,5% от стоимости услуги без учета НДС. Отправляя сообщение, вы даете согласие на получение дополнительной информации от компании ИД УМХ о ее услугах и услугах партнеров. Несоблюдение всех условий отправки SMS не гарантирует успешного оказания услуги. ЗАО «Украинские Радиосистемы», лицензия НКРС №120093 от 16.05.2006 г. ООО «АСТЕЛИТ», лицензия НКРСУ АБ №222715 от 17.11.2005 г. Лицензия Госсвязи серии АА № 720189, выдана ЗАО «УМС» 29.12.2004 г. Услуга предоставлена при техподдержке ООО «Издательский Дом УМХ». Телефон поддержки 0(44) 207-33-03.
|
Больше о "Великих художниках" читайте здесь>