Загрузить еще

Представляем 25-й том коллекции «КП» - Дега: «Скаковая лошадь»

Представляем 25-й том коллекции «КП» - Дега: «Скаковая лошадь»
Фото: Автопортрет, 1854-1855 гг.

- Шестьсот тысяч... Раз. Шестьсот тысяч - два... Три! «Танцовщицы у перекладины» проданы. Прошу расходиться - аукцион окончен.

А в самом конце огромного нервного зала, забившись в угол и сгорбившись, сидит старик в старом поношенном пальто. Он сидит неподвижно, как слепой Гомер, с пустыми глазами... И шепот, как ветер, по залу: «Сам Дега здесь, сам Дега...» И вот к нему подходят, улыбаются, поздравляют. Такой успех! Такие деньги!

Он чуть улыбается, кивает медленно седой головой: «Забавно, картины, которые я продавал за тридцать франков... Ах, господа, оставьте - я только скаковая лошадь. Я выигрываю Гран-при, но довольствуюсь своей порцией овса...» 

Так описывали триумф Дега (1834-1917) литераторы. Этот художник не был баловнем судьбы или счастливчиком. Мастерства и признания он добивался упорным трудом. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Впрочем, отец ему прочил карьеру юриста, однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции, а обеспеченность семьи позволяла ему заниматься живописью, не особо заботясь о пропитании.

Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству. Эдгар был явным перфекционистом, доходящим в своей страсти к идеальной гармонии до потери ощущения реальности. Уже в начале своего долгого творческого пути Дега был художником, который, как шутили, мог прекратить работу над картиной, если только ее у него отобрать.

В 20 лет (1854 год) он поступает в ученичество в мастерскую известного в свое время художника Ламота, бывшего в свою очередь учеником великого Энгра. В знакомой семье Дега случалось видеть Энгра, и он надолго сохранил в памяти его облик и на всю жизнь - любовь к энгровской певучей линии и ясной форме. Эдгар любил также других великих рисовальщиков - Никола Пуссена, Ганса Гольбейна - и копировал в Лувре их работы с таким усердием и мастерством, что трудно бывало отличить копию от оригинала.

Дега несколько раз посещал Италию, где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров итальянского Возрождения. В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма, то с жесткой реалистической правдивостью исполнения.

Увлеченный многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж  - улицы, театр, кафе, скачки - в непрерывно меняющихся аспектах, воссоздавая атмосферу большого города. 

Искусству мастера присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического. Трезвый и тонкий наблюдатель, он фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд.

Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчетом.

«Перед стартом», 1862 г.

Утонченная сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем все больше дополняется эффектами резкого искусственного света. В позднем периоде работы Дега обретают напряженный характер. 

В конце 1880-х - начале 1910-х гг. он много занимался скульптурой - в фигурах балерин, купальщиц, лошадей, часто этюдных по лепке, добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом цельность и конструктивность фигуры.

В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Эдгар Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.

Одна из излюбленных тем Дега - изображение лошадей перед стартом. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований. 

В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 году, он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.

ВИКТОРИНА «КП»

Ответьте правильно на наш вопрос - и получите альбом «Дега» из книжной коллекции «КП»!

Эта знаменитая картина французского импрессиониста называется: 

 

1) «Париж»

2) «Кафе»

3) «Портрет неизвестной»

4) «Абсент»

5) «Ожидание»

До 21 марта отошлите на номер 7121 SМS с текстом 71art Х, где Х - правильный вариант ответа. Имена победителей мы назовем в номере за 24 марта.  

Стоимость сообщения для совершеннолетних абонентов всех национальных GSM операторов на номер 7121 - 1,00 грн. Тариф указан с учетом НДС. Дополнительно удерживается сбор в Пенсионный  фонд в размере 7,5% от стоимости услуги без учета НДС. Отправляя сообщение, вы даете согласие на получение дополнительной информации от компании ИД УМХ о ее услугах и услугах партнеров. Несоблюдение всех условий отправки SMS не гарантирует успешного оказания услуги. ЗАО «Украинские Радиосистемы», лицензия НКРС  №120093 от 16.05.2006 г. ООО «АСТЕЛИТ», лицензия НКРСУ АБ №222715 от 17.11.2005 г. Лицензия Госсвязи серии АА № 720189, выдана ЗАО «УМС» 29.12.2004 г. Услуга предоставлена при техподдержке ООО «Издательский Дом УМХ». Телефон поддержки 0(44) 207-33-03.

 

Правильный ответ на вопрос предыдущей викторины: В фильме «Тяжкий путь познания» роль Гойи сыграл актер Донатас Банионис. Победитель -  Лариса Логина, Донецк, постоянная подписчица «КП».